Лурия Александр Романович
Содержание
Персоналия
ЛУРИЯ Александр Романович (1902 — 1977) — российский психолог, специа лист в области теории и методологии пси хологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропси хологии и нейролингвистики. Один из создателей отечественной нейропсихоло гии. Д-р педагогических (1937) и меди цинских наук (1943), профессор (1944), д. чл. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967).
Биография
Закончил Казанский ун-т (1921) и 1 -й Московский медицинский ин-т (сейчас - Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова) (1937). В 1921 -1934 гг. вел научную и педагогическую работу в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы, в том числе в Психологическом институте. В 1937 г. защитил докт. дис. по педагогике: «К анализу аффективных процессов. Введение в психологию функциональных расстройств». В годы ВОВ был научным руководителем восстановительного госпиталя (в г. Кисегаче, на Урале) и защитил докт. дис. по медицине: «Учение об афазии в свете мозговой патологии». С 1945 г. — профессор МГУ, с 1968 по 1977 г. — зав. первой в России кафедры нейро- и патопсихологии фак-та психологии МГУ.
Научный вклад
Л — основоположник отечественной нейропсихоло гии — нового направления сложившего ся на стыке психологии, медицины (не врологии, нейрохирургии) и физиологии. Разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный на обще психологических представлениях о высших психических функциях, создал принципи ально новую теорию системной динамичес кой локализации (мозговой организации) высших психических функций. Ввел но вый метод изучения последствий локаль ных поражений головного мозга, позво ливший по-новому подойти к понима нию нейропсихологических синдромов и предложил новую классификацию нару шений высших психических функций: речи, произвольных движений и дей ствий, памяти, мышления. Предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихологической ди агностики и восстановления нарушенных функций. Результаты этих исследований позволили ему сделать существенный вклад в решение сложной междисципли нарной проблемы «мозг и психика». Л. имеет важные достижения и в других об ластях психологической науки. Совмест но с Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др. психологами создавал методологические и теоретические основы общей психологии, разрабатывал теорию культурно-историчес кого развития психологии. Л. существенно обогатил современные представления о высших психических функциях, их систем ном психологическом строении, изменчи вости, пластичности, опосредованности, прижизненном характере формирования, произвольном уровне регуляции. Он внес также важные идеи в общепсихологичес кие представления об эмоциях. С помо щью оригинальной «сопряженной мотор ной методики» исследовал аффективные комплексы и показал, что они представля ют собой целостные системные образова ния, включающие различные компоненты (словесные, двигательные, вегетативные и др.). Способ выявления «аффективных следов преступления», предложенный Л., стал предвестником созданных позже «детекторов лжи». Л. систематически раз рабатывал проблему речи, ее психологи ческую структуру, роль в опосредовании психических процессов, вопросы о соот ношении речи и мышления, речи и созна ния. Разработал понятие о «произвольном сознательном действии» как общепсихо логической категории. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс-культур ную) психологию. Во время экспедиций в Среднюю Азию (в 1930—1931 гг.) Л. полу чил уникальные экспериментальные до казательства общественно-исторической Детерминации психики, зависимости Уровня развития познавательных процес сов (гностических, мнестических, интел лектуальных) от конкретного социально- экономического и культурного опыта. Велик вклад Л. и в детскую психологию. Развивая концепцию Л. С. Выготского, он со своими сотрудниками изучал про цесс превращения внешней предметной Деятельности во внутреннюю психичес кую. На модели различных психических процессов анализировал процесс интери- оризации, переход от внешних способов опосредствования психических процес сов к внутренним. Специально изучалась роль речи в психическом развитии ребен ка. Было показано, что овладение речью перестраивает все психические процессы ребенка, создает новые формы психичес кой деятельности, формирует произволь ное поведение. Л. выявил закономер ность формирования регулирующей роли речи в норме и их нарушения при разных формах аномалий развития психики. Он показал, что в норме сначала формирует ся активирующая, а потом — тормозная речевая регуляция движений, при пато логии эти закономерности нарушаются. Л. положил начало генетической психо логии в отечественной науке, предпри няв изучение роли наследственности и среды в развитии психических процес сов. С помощью «близнецового метода» он получил новые данные о влиянии ге- нотипических и паратипических факто ров на формирование познавательных процессов. Показал, что в большей сте пени генотипические факторы воздей ствуют на характеристики «элементар ных» психических функций (непосред ственной памяти и др.), в меньшей — на «высшие» функции (опосредованную па мять и др.). Хорошо известны работы Л. в области дефектологии. В 1920-е гг. (совме стно с Л. С. Выготским) и в 1950-е гг. Л. проводил исследования детей с разными формами умственной отсталости. Было ус тановлено, что у них наблюдаются наруше ния нейродинамики в речевой системе (инертность нервных процессов и др.), ее отставание от нейродинамики в двигатель ной системе. Выявлены разные формы нарушения речевой регуляции и речево го опосредования у детей с разными фор мами умственной отсталости (олигофре ния, задержка психического развития и др.). Л. внес важный вклад в диагности ку нарушений развития психических функций и создал научные основы для классификации разных форм умственной отсталости. Вместе со своими сотрудни ками внес существенный вклад в разви- тие психофизиологии, применяя в науч ных исследованиях разные психофизиоло гические методы: при изучении аффек тов — «сопряженную моторную методику», при изучении нарушений обобщающей и регулирующей функции речи у детей с умственной недостаточностью — методы регистрации двигательных, речевых ре акций, ориентировочного рефлекса, био электрической активности мозга; при изучении нарушений псхических функ ций у больных с локальными поражени ями мозга — методы регистрации различ ных видов биоэлектрической активности (спектра ЭЭГ, ВП, пространственной синхронизации биопотенциалов), движе ний глаз. Во всех случаях анализировались физиологические механизмы нарушений психических процессов на патологическом материале. Л. со своими сотрудниками ввел в нейропсихологию психофизиологи ческий подход, создав новое направле ние — психофизиологию локальных пора жений мозга. Как последователь отече ственных физиологов (И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бер- шнтейна) способствовал созданию «пси хологически ориентированной физиоло гии». Т.о. заслуги Л. перед отечественной и мировой психологией состоят не толь ко в создании новой психологической дисциплины — нейропсихологии, но и в существенном продвижении других от раслей психологической науки — общей, исторической, детской, генетической пси хологии, дефектологии, психофизиоло гии, а также в создании нейропсихологи- ческой научной школы, объединяющей его учеников и последователей в России и других странах и получившей междуна родное признание.
Библиография работ
Л. автор большого количества научных работ, многие из кото рых переведены на иностранные языки. Наиболее известны следующие: «Речь и интеллект в развитии ребенка», М., 1927; «Этюды по истории поведения» (совм. с Л. С. Выготским), М., 1930; «Восстанов ление функций после военной травмы», М., 1948;. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка (ред.), М., 1956 (1 т), 1958 (2 т).; «Умственно отсталый ребенок», М., 1960; «Мозг и психические процессы», М., 1963 (1 т.); 1970 г. (2 т.); «Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга», М., 1962, 1969; «Лоб ные доли и регуляция психических процес сов (ред.), М., 1966; «Маленькая книга о большой памяти», М., 1968; «Об истори ческом развитии познавательных процес сов», М., 1973; «Основы нейропсихоло гии», М., 1973; «Нейропсихология памя ти, М., 1974 (1 т.); 1976 г. (2 т.); «Основные проблемы нейролингвистики», М., 1975; «Проблемы нейропсихологии (Психофи зиологические исследования) (ред.), М., 1977; «Язык и сознание», М., 1979.
Лурия А.Р. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Лурия Александр Романович
Ссылки
Хомская Е.Д. Лурия Александр Романович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 284-286