Лурия Александр Романович

Версия от 15:29, 27 июня 2016; Артём Костригин (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

ЛУРИЯ Александр Романович (1902 — 1977) — российский психолог, специа­ лист в области теории и методологии пси­ хологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражений мозга, нейропси­ хологии и нейролингвистики. Один из создателей отечественной нейропсихоло­ гии. Д-р педагогических (1937) и меди­ цинских наук (1943), профессор (1944), д. чл. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967).

Биография

Закончил Казанский ун-т (1921) и 1 -й Московский медицинский ин-т (сейчас - Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова) (1937). В 1921 -1934 гг. вел научную и педагогичес­кую работу в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в научно-исследователь­ских учреждениях Москвы, в том числе в Психологическом институте. В 1937 г. за­щитил докт. дис. по педагогике: «К анализу аффективных процессов. Введение в психо­логию функциональных расстройств». В годы ВОВ был научным руководителем восстановительного госпиталя (в г. Кисегаче, на Урале) и защитил докт. дис. по медицине: «Учение об афазии в свете мозговой патологии». С 1945 г. — профес­сор МГУ, с 1968 по 1977 г. — зав. первой в России кафедры нейро- и патопсихологии фак-та психологии МГУ.

Научный вклад

Л — основопо­ложник отечественной нейропсихоло­ гии — нового направления сложившего­ ся на стыке психологии, медицины (не­ врологии, нейрохирургии) и физиологии. Разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный на обще­ психологических представлениях о высших психических функциях, создал принципи­ ально новую теорию системной динамичес­ кой локализации (мозговой организации) высших психических функций. Ввел но­ вый метод изучения последствий локаль­ ных поражений головного мозга, позво­ ливший по-новому подойти к понима­ нию нейропсихологических синдромов и предложил новую классификацию нару­ шений высших психических функций: речи, произвольных движений и дей­ ствий, памяти, мышления. Предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихологической ди­ агностики и восстановления нарушенных функций. Результаты этих исследований позволили ему сделать существенный вклад в решение сложной междисципли­ нарной проблемы «мозг и психика». Л. имеет важные достижения и в других об­ ластях психологической науки. Совмест­ но с Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др. психологами создавал методологические и теоретические основы общей психологии, разрабатывал теорию культурно-историчес­ кого развития психологии. Л. существенно обогатил современные представления о высших психических функциях, их систем­ ном психологическом строении, изменчи­ вости, пластичности, опосредованности, прижизненном характере формирования, произвольном уровне регуляции. Он внес также важные идеи в общепсихологичес­ кие представления об эмоциях. С помо­ щью оригинальной «сопряженной мотор­ ной методики» исследовал аффективные комплексы и показал, что они представля­ ют собой целостные системные образова­ ния, включающие различные компоненты (словесные, двигательные, вегетативные и др.). Способ выявления «аффективных следов преступления», предложенный Л., стал предвестником созданных позже «детекторов лжи». Л. систематически раз­ рабатывал проблему речи, ее психологи­ ческую структуру, роль в опосредовании психических процессов, вопросы о соот­ ношении речи и мышления, речи и созна­ ния. Разработал понятие о «произвольном сознательном действии» как общепсихо­ логической категории. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс-культур­ ную) психологию. Во время экспедиций в Среднюю Азию (в 1930—1931 гг.) Л. полу­ чил уникальные экспериментальные до­ казательства общественно-исторической Детерминации психики, зависимости Уровня развития познавательных процес­ сов (гностических, мнестических, интел­ лектуальных) от конкретного социально- экономического и культурного опыта. Велик вклад Л. и в детскую психологию. Развивая концепцию Л. С. Выготского, он со своими сотрудниками изучал про­ цесс превращения внешней предметной Деятельности во внутреннюю психичес­ кую. На модели различных психических процессов анализировал процесс интери- оризации, переход от внешних способов опосредствования психических процес­ сов к внутренним. Специально изучалась роль речи в психическом развитии ребен­ ка. Было показано, что овладение речью перестраивает все психические процессы ребенка, создает новые формы психичес­ кой деятельности, формирует произволь­ ное поведение. Л. выявил закономер­ ность формирования регулирующей роли речи в норме и их нарушения при разных формах аномалий развития психики. Он показал, что в норме сначала формирует­ ся активирующая, а потом — тормозная речевая регуляция движений, при пато­ логии эти закономерности нарушаются. Л. положил начало генетической психо­ логии в отечественной науке, предпри­ няв изучение роли наследственности и среды в развитии психических процес­ сов. С помощью «близнецового метода» он получил новые данные о влиянии ге- нотипических и паратипических факто­ ров на формирование познавательных процессов. Показал, что в большей сте­ пени генотипические факторы воздей­ ствуют на характеристики «элементар­ ных» психических функций (непосред­ ственной памяти и др.), в меньшей — на «высшие» функции (опосредованную па­ мять и др.). Хорошо известны работы Л. в области дефектологии. В 1920-е гг. (совме­ стно с Л. С. Выготским) и в 1950-е гг. Л. проводил исследования детей с разными формами умственной отсталости. Было ус­ тановлено, что у них наблюдаются наруше­ ния нейродинамики в речевой системе (инертность нервных процессов и др.), ее отставание от нейродинамики в двигатель­ ной системе. Выявлены разные формы нарушения речевой регуляции и речево­ го опосредования у детей с разными фор­ мами умственной отсталости (олигофре­ ния, задержка психического развития и др.). Л. внес важный вклад в диагности­ ку нарушений развития психических функций и создал научные основы для классификации разных форм умственной отсталости. Вместе со своими сотрудни­ ками внес существенный вклад в разви- тие психофизиологии, применяя в науч­ ных исследованиях разные психофизиоло­ гические методы: при изучении аффек­ тов — «сопряженную моторную методику», при изучении нарушений обобщающей и регулирующей функции речи у детей с умственной недостаточностью — методы регистрации двигательных, речевых ре­ акций, ориентировочного рефлекса, био­ электрической активности мозга; при изучении нарушений псхических функ­ ций у больных с локальными поражени­ ями мозга — методы регистрации различ­ ных видов биоэлектрической активности (спектра ЭЭГ, ВП, пространственной синхронизации биопотенциалов), движе­ ний глаз. Во всех случаях анализировались физиологические механизмы нарушений психических процессов на патологическом материале. Л. со своими сотрудниками ввел в нейропсихологию психофизиологи­ ческий подход, создав новое направле­ ние — психофизиологию локальных пора­ жений мозга. Как последователь отече­ ственных физиологов (И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бер- шнтейна) способствовал созданию «пси­ хологически ориентированной физиоло­ гии». Т.о. заслуги Л. перед отечественной и мировой психологией состоят не толь­ ко в создании новой психологической дисциплины — нейропсихологии, но и в существенном продвижении других от­ раслей психологической науки — общей, исторической, детской, генетической пси­ хологии, дефектологии, психофизиоло­ гии, а также в создании нейропсихологи- ческой научной школы, объединяющей его учеников и последователей в России и других странах и получившей междуна­ родное признание.

Библиография работ

Л. автор большого ко­личества научных работ, многие из кото­ рых переведены на иностранные языки. Наиболее известны следующие: «Речь и интеллект в развитии ребенка», М., 1927; «Этюды по истории поведения» (совм. с Л. С. Выготским), М., 1930; «Восстанов­ ление функций после военной травмы», М., 1948;. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка (ред.), М., 1956 (1 т), 1958 (2 т).; «Умственно отсталый ребенок», М., 1960; «Мозг и психические процессы», М., 1963 (1 т.); 1970 г. (2 т.); «Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга», М., 1962, 1969; «Лоб­ ные доли и регуляция психических процес­ сов (ред.), М., 1966; «Маленькая книга о большой памяти», М., 1968; «Об истори­ ческом развитии познавательных процес­ сов», М., 1973; «Основы нейропсихоло­ гии», М., 1973; «Нейропсихология памя­ ти, М., 1974 (1 т.); 1976 г. (2 т.); «Основные проблемы нейролингвистики», М., 1975; «Проблемы нейропсихологии (Психофи­ зиологические исследования) (ред.), М., 1977; «Язык и сознание», М., 1979.

Лурия А.Р. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Лурия Александр Романович

Ссылки

Хомская Е.Д. Лурия Александр Романович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 284-286