Нечаев Александр Петрович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Персоналия == НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870— 1948) — российский психолог, специалист в об…»)
(нет различий)

Версия 12:04, 20 мая 2016

Персоналия

НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870— 1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологи­ ческой науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те.

Биография

В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психо­ логических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России ла­ бораторию экспериментальной педагоги­ ческой психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учеб­ ных заведений Санкт-Петербурга.

Научный вклад

Ис­ следовал особенности психического раз­ вития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьно­ го возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного тру­ да школьников. («Об умственном утомле­ нии»/ Русский начальный учитель, 1899; «Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте». 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотре­ нию воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наи­ большую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успеш­ ности обучения Н. считал активное вни­ мание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соот­ ветствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необхо­ димость сближения психологических ис­ следований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию («Современная экспериментальная психология в ее от­ ношении к вопросам школьного обуче­ ния», 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и науч­ ного центра С.-Петербурга — Педагоги­ ческой Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разра­ ботка теории и практики обучения и вос- питания, подготовка педагогов и экспер­ тов по вопросам образования, организа­ торов внешкольного просвещения, руко­ водителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. органи­ зует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по пе­ дагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по эксперименталь­ ной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаи­ вая свои взгляды, Н. вел большую про­ светительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экс­ периментальных исследований в психо­ логии и педагогике («Очерк психологии для воспитателей и учителей», 1903— 1908; «Как преподавать психологию?», 1911; «Курс педагогической психологии для народных учителей», 1915). Изобрел для целей экспериментирования прибо­ ры: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удо­ стоены многочисленных премий на пси­ хологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской револю­ ции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, пси­ хологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспе­ риментально подтвердил наличие смешан­ ных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мне­ мические приемы и способы: составле­ ние плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя («Память. Как ее сохранить и улучшить», 1926; «Память человека и ее воспитание, 1930). Иссле­ довал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников («Психическое утомление», 1929). Одним Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной °Рганизации труда школьников, пра­ вильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разрабо­ тал психофизиологические нормы проф­ отбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все боль­ шим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), от­ стаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки пси­ хологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и со­ слан в Казахстан. В последние годы жиз­ ни работал в Семипалатинском педагоги­ ческом ин-те.

Ссылки

Аншакова В.В., Петровский А.В. Нечаев Александр Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 324-325