Нечаев Александр Петрович — различия между версиями
(Новая страница: «== Персоналия == НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870— 1948) — российский психолог, специалист в об…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Персоналия == | == Персоналия == | ||
− | НЕЧАЕВ Александр Петрович ( | + | НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те. |
− | + | ||
− | в области общей, экспериментальной и | + | |
− | педагогической психологии. Один из | + | |
− | организаторов отечественной | + | |
− | + | ||
− | (по психологии), профессор. Образование | + | |
− | получил в Санкт-Петербургском ун-те. | + | |
== Биография == | == Биография == | ||
− | В | + | В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга. |
− | 1898—1900 гг. стажировался в ряде | + | |
− | + | ||
− | Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В | + | |
− | 1901 г. организовал первую в России | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | музее Главного управления военно- | + | |
− | + | ||
== Научный вклад == | == Научный вклад == | ||
− | + | Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников. («Об умственном утомлении»/ Русский начальный учитель, 1899; «Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте». 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основеданных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию («Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения», 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга — Педагогической Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике («Очерк психологии для воспитателей и учителей», 1903—1908; «Как преподавать психологию?», 1911; «Курс педагогической психологии для народных учителей», 1915). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя («Память. Как ее сохранить и улучшить», 1926; «Память человека и ее воспитание, 1930). Исследовал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников («Психическое утомление», 1929). Одним | |
− | + | Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление | |
− | + | расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те. | |
− | психике детей дошкольного и | + | |
− | + | ||
− | организации и гигиены умственного | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | «Наблюдение над развитием интересов и | + | |
− | памяти в школьном возрасте». 1901). | + | |
− | Большое внимание Н. уделял | + | |
− | + | ||
− | Его исследования проблемы прямой и | + | |
− | косвенной внушаемости показали | + | |
− | + | ||
− | внушения в педагогическом процессе. | + | |
− | При этом необходимым условием | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | активизации внимания не может быть | + | |
− | без учета интересов школьников, | + | |
− | + | ||
− | воспринимаемому. Подчеркивал | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | пытался строить педагогику на | + | |
− | + | ||
− | прикладную психологию («Современная | + | |
− | экспериментальная психология в ее | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | организаторов высшего учебного и | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | которой была экспериментальная | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | врачей и т.п. В этот же период Н. | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | его идеи вызвали острую полемику. Вслед | + | |
− | за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й | + | |
− | Всероссийские съезды по | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | пропагандировал пути и принципы | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | для воспитателей и учителей», | + | |
− | + | ||
− | 1911; «Курс педагогической психологии | + | |
− | для народных учителей», 1915). Изобрел | + | |
− | для целей экспериментирования | + | |
− | + | ||
− | для изучения памяти, которые были | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, | + | |
− | 1909, 1912). После Октябрьской | + | |
− | + | ||
− | Москвы. Продолжал исследование проблем | + | |
− | памяти и индивидуальных различий, | + | |
− | + | ||
− | др. Изучая мнемические процессы, | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | свободное оперирование материалом, по | + | |
− | его мнению, предполагает при восприятии | + | |
− | включение в активную деятельность всех | + | |
− | анализаторов. Рассмотрел некоторые | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | усиление раздражителя («Память. Как ее | + | |
− | сохранить и улучшить», 1926; «Память | + | |
− | человека и ее воспитание, 1930). | + | |
− | + | ||
− | организации умственного труда учеников | + | |
− | («Психическое утомление», 1929). Одним | + | |
− | Из первых в отечественной психологии | + | |
− | Начал изучать условия рациональной | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | Психологически обосновал составление | + | |
− | расписания школьных занятий. | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | 1920-х гг. начал сталкиваться со все | + | |
− | + | ||
− | Психоневрологическом съезде (1924), | + | |
− | + | ||
− | философский подход к психологии; эта | + | |
− | позиция была подвергнута критике как | + | |
− | противоречащая задачам перестройки | + | |
− | + | ||
− | основании ложного доноса был обвинен | + | |
− | в контрреволюционной агитации и | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
− | Аншакова В.В., Петровский А.В. Нечаев Александр Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 324-325 | + | *Аншакова В.В., Петровский А.В. Нечаев Александр Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 324-325 |
+ | *Чеснокова А.С. Нечаев Александр Петрович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 2. С. 12-26. | ||
[[Категория:Психологи России]] | [[Категория:Психологи России]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Родившиеся в 1870 году]] | [[Категория:Родившиеся в 1870 году]] | ||
[[Категория:Умершие в 1948]] | [[Категория:Умершие в 1948]] |
Версия 17:59, 2 июня 2018
Содержание
Персоналия
НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те.
Биография
В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психологических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга.
Научный вклад
Исследовал особенности психического развития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьного возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного труда школьников. («Об умственном утомлении»/ Русский начальный учитель, 1899; «Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте». 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необходимость сближения психологических исследований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основеданных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию («Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения», 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и научного центра С.-Петербурга — Педагогической Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспертов по вопросам образования, организаторов внешкольного просвещения, руководителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаивая свои взгляды, Н. вел большую просветительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экспериментальных исследований в психологии и педагогике («Очерк психологии для воспитателей и учителей», 1903—1908; «Как преподавать психологию?», 1911; «Курс педагогической психологии для народных учителей», 1915). Изобрел для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской революции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, психологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя («Память. Как ее сохранить и улучшить», 1926; «Память человека и ее воспитание, 1930). Исследовал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников («Психическое утомление», 1929). Одним Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разработал психофизиологические нормы профотбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), отстаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки психологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагогическом ин-те.
Ссылки
- Аншакова В.В., Петровский А.В. Нечаев Александр Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 324-325
- Чеснокова А.С. Нечаев Александр Петрович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 2. С. 12-26.