Нечаев Александр Петрович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Персоналия == НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870— 1948) — российский психолог, специалист в об…»)
 
Строка 1: Строка 1:
 
== Персоналия ==
 
== Персоналия ==
НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—
+
НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те.  
1948) — российский психолог, специалист
+
в области общей, экспериментальной и
+
педагогической психологии. Один из
+
организаторов отечественной психологи­
+
ческой науки. Д-р педагогических наук
+
(по психологии), профессор. Образование
+
получил в Санкт-Петербургском ун-те.
+
 
== Биография ==
 
== Биография ==
В
+
В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психо­логических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России ла­бораторию экспериментальной педагоги­ческой психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учеб­ных заведений Санкт-Петербурга.  
1898—1900 гг. стажировался в ряде психо­
+
логических центров Европы (у В. Вундта,
+
Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В
+
1901 г. организовал первую в России ла­
+
бораторию экспериментальной педагоги­
+
ческой психологии при Педагогическом
+
музее Главного управления военно-учеб­
+
ных заведений Санкт-Петербурга.
+
 
== Научный вклад ==
 
== Научный вклад ==
Ис­
+
Ис­следовал особенности психического раз­вития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьно­го возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного тру­да школьников. («Об умственном утомле­нии»/ Русский начальный учитель, 1899; «Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте». 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотре­нию воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наи­большую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успеш­ности обучения Н. считал активное вни­мание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соот­ветствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необхо­димость сближения психологических ис­следований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основеданных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию («Современная экспериментальная психология в ее от­ношении к вопросам школьного обуче­ния», 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и науч­ного центра С.-Петербурга — Педагоги­ческой Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспер­тов по вопросам образования, организа­торов внешкольного просвещения, руко­водителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по пе­дагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по эксперименталь­ной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаи­вая свои взгляды, Н. вел большую про­светительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экс­периментальных исследований в психо­логии и педагогике («Очерк психологии для воспитателей и учителей», 1903—1908; «Как преподавать психологию?», 1911; «Курс педагогической психологии для народных учителей», 1915). Изобрел для целей экспериментирования прибо­ры: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удо­стоены многочисленных премий на пси­хологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской револю­ции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, пси­хологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспе­риментально подтвердил наличие смешан­ных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя («Память. Как ее сохранить и улучшить», 1926; «Память человека и ее воспитание, 1930). Иссле­довал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников («Психическое утомление», 1929). Одним
следовал особенности психического раз­
+
Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной организации труда школьников, пра­вильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление
вития детей, индивидуальные различия в
+
расписания школьных занятий. Разрабо­тал психофизиологические нормы проф­отбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), от­стаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки пси­хологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагоги­ческом ин-те.  
психике детей дошкольного и школьно­
+
го возрастов, психологические аспекты
+
организации и гигиены умственного тру­
+
да школьников. («Об умственном утомле­
+
нии»/ Русский начальный учитель, 1899;
+
«Наблюдение над развитием интересов и
+
памяти в школьном возрасте». 1901).
+
Большое внимание Н. уделял рассмотре­
+
нию воздействия учителя на учащихся.
+
Его исследования проблемы прямой и
+
косвенной внушаемости показали наи­
+
большую эффективность косвенного
+
внушения в педагогическом процессе.
+
При этом необходимым условием успеш­
+
ности обучения Н. считал активное вни­
+
мание. Как показали его исследования,
+
активизации внимания не может быть
+
без учета интересов школьников, соот­
+
ветствующей установки и отношения к
+
воспринимаемому. Подчеркивал необхо­
+
димость сближения психологических ис­
+
следований и педагогической практики,
+
пытался строить педагогику на основе
+
данных психологии, рассматривая ее как
+
прикладную психологию («Современная
+
экспериментальная психология в ее от­
+
ношении к вопросам школьного обуче­
+
ния», 1901; 1908—1912 ). Был одним из
+
организаторов высшего учебного и науч­
+
ного центра С.-Петербурга — Педагоги­
+
ческой Академии (1907), главной задачей
+
которой была экспериментальная разра­
+
ботка теории и практики обучения и вос-
+
питания, подготовка педагогов и экспер­
+
тов по вопросам образования, организа­
+
торов внешкольного просвещения, руко­
+
водителей учебных заведений, школьных
+
врачей и т.п. В этот же период Н. органи­
+
зует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по пе­
+
дагогической психологии (1906, 1909), где
+
его идеи вызвали острую полемику. Вслед
+
за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й
+
Всероссийские съезды по эксперименталь­
+
ной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаи­
+
вая свои взгляды, Н. вел большую про­
+
светительскую работу среди населения,
+
пропагандировал пути и принципы экс­
+
периментальных исследований в психо­
+
логии и педагогике («Очерк психологии
+
для воспитателей и учителей», 1903—
+
1908; «Как преподавать психологию?»,
+
1911; «Курс педагогической психологии
+
для народных учителей», 1915). Изобрел
+
для целей экспериментирования прибо­
+
ры: механический хроноскоп, аппарат
+
для изучения памяти, которые были удо­
+
стоены многочисленных премий на пси­
+
хологических выставках как в России
+
(1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908,
+
1909, 1912). После Октябрьской револю­
+
ции работал в научных учреждениях и вузах
+
Москвы. Продолжал исследование проблем
+
памяти и индивидуальных различий, пси­
+
хологии спорта, авиационной психологии и
+
др. Изучая мнемические процессы, экспе­
+
риментально подтвердил наличие смешан­
+
ных видов памяти. Прочное запоминание,
+
свободное оперирование материалом, по
+
его мнению, предполагает при восприятии
+
включение в активную деятельность всех
+
анализаторов. Рассмотрел некоторые мне­
+
мические приемы и способы: составле­
+
ние плана запоминаемого, повторение,
+
усиление раздражителя («Память. Как ее
+
сохранить и улучшить», 1926; «Память
+
человека и ее воспитание, 1930). Иссле­
+
довал проблему умственного утомления и
+
организации умственного труда учеников
+
(«Психическое утомление», 1929). Одним
+
Из первых в отечественной психологии
+
Начал изучать условия рациональной
+
°Рганизации труда школьников, пра­
+
вильного распределения труда и отдыха,
+
Психологически обосновал составление
+
расписания школьных занятий. Разрабо­
+
тал психофизиологические нормы проф­
+
отбора для различных профессий и др. В
+
1920-х гг. начал сталкиваться со все боль­
+
шим сопротивлением своим идеям. На 2-м
+
Психоневрологическом съезде (1924), от­
+
стаивая принципы эмпиризма, отвергал
+
философский подход к психологии; эта
+
позиция была подвергнута критике как
+
противоречащая задачам перестройки пси­
+
хологии на основе марксизма. В 1935 г. на
+
основании ложного доноса был обвинен
+
в контрреволюционной агитации и со­
+
слан в Казахстан. В последние годы жиз­
+
ни работал в Семипалатинском педагоги­
+
ческом ин-те.  
+
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
Аншакова В.В., Петровский А.В. Нечаев Александр Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 324-325
+
*Аншакова В.В., Петровский А.В. Нечаев Александр Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 324-325
 +
*Чеснокова А.С. Нечаев Александр Петрович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 2. С. 12-26.
 
[[Категория:Психологи России]]
 
[[Категория:Психологи России]]
 
  [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
  [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Родившиеся в 1870 году]]
 
[[Категория:Родившиеся в 1870 году]]
 
[[Категория:Умершие в 1948]]
 
[[Категория:Умершие в 1948]]

Версия 17:59, 2 июня 2018

Персоналия

НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те.

Биография

В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психо­логических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России ла­бораторию экспериментальной педагоги­ческой психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учеб­ных заведений Санкт-Петербурга.

Научный вклад

Ис­следовал особенности психического раз­вития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьно­го возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного тру­да школьников. («Об умственном утомле­нии»/ Русский начальный учитель, 1899; «Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте». 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотре­нию воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наи­большую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успеш­ности обучения Н. считал активное вни­мание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соот­ветствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необхо­димость сближения психологических ис­следований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основеданных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию («Современная экспериментальная психология в ее от­ношении к вопросам школьного обуче­ния», 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и науч­ного центра С.-Петербурга — Педагоги­ческой Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспер­тов по вопросам образования, организа­торов внешкольного просвещения, руко­водителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по пе­дагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по эксперименталь­ной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаи­вая свои взгляды, Н. вел большую про­светительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экс­периментальных исследований в психо­логии и педагогике («Очерк психологии для воспитателей и учителей», 1903—1908; «Как преподавать психологию?», 1911; «Курс педагогической психологии для народных учителей», 1915). Изобрел для целей экспериментирования прибо­ры: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удо­стоены многочисленных премий на пси­хологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской револю­ции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, пси­хологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспе­риментально подтвердил наличие смешан­ных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя («Память. Как ее сохранить и улучшить», 1926; «Память человека и ее воспитание, 1930). Иссле­довал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников («Психическое утомление», 1929). Одним Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной организации труда школьников, пра­вильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разрабо­тал психофизиологические нормы проф­отбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), от­стаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки пси­хологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагоги­ческом ин-те.

Ссылки

  • Аншакова В.В., Петровский А.В. Нечаев Александр Петрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 324-325
  • Чеснокова А.С. Нечаев Александр Петрович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2018. № 2. С. 12-26.