Нечаев Александр Петрович

Версия от 14:16, 16 июня 2018; Тимур Хусяинов (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

НЕЧАЕВ Александр Петрович (1870—1948) — российский психолог, специалист в области общей, экспериментальной и педагогической психологии. Один из организаторов отечественной психологической науки. Д-р педагогических наук (по психологии), профессор. Образование получил в Санкт-Петербургском ун-те.

Биография

В 1898—1900 гг. стажировался в ряде психо­логических центров Европы (у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине). В 1901 г. организовал первую в России ла­бораторию экспериментальной педагоги­ческой психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учеб­ных заведений Санкт-Петербурга.

Научный вклад

Ис­следовал особенности психического раз­вития детей, индивидуальные различия в психике детей дошкольного и школьно­го возрастов, психологические аспекты организации и гигиены умственного тру­да школьников. («Об умственном утомле­нии»/ Русский начальный учитель, 1899; «Наблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте». 1901). Большое внимание Н. уделял рассмотре­нию воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наи­большую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успеш­ности обучения Н. считал активное вни­мание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соот­ветствующей установки и отношения к воспринимаемому. Подчеркивал необхо­димость сближения психологических ис­следований и педагогической практики, пытался строить педагогику на основе данных психологии, рассматривая ее как прикладную психологию («Современная экспериментальная психология в ее от­ношении к вопросам школьного обуче­ния», 1901; 1908—1912 ). Был одним из организаторов высшего учебного и науч­ного центра С.-Петербурга — Педагоги­ческой Академии (1907), главной задачей которой была экспериментальная разработка теории и практики обучения и воспитания, подготовка педагогов и экспер­тов по вопросам образования, организа­торов внешкольного просвещения, руко­водителей учебных заведений, школьных врачей и т.п. В этот же период Н. организует 1-й и 2-й Всероссийские съезды по пе­дагогической психологии (1906, 1909), где его идеи вызвали острую полемику. Вслед за этим были организованы 1-й, 2-й, и 3-й Всероссийские съезды по эксперименталь­ной педагогике (1910, 1913, 1916). Отстаи­вая свои взгляды, Н. вел большую про­светительскую работу среди населения, пропагандировал пути и принципы экс­периментальных исследований в психо­логии и педагогике («Очерк психологии для воспитателей и учителей», 1903—1908; «Как преподавать психологию?», 1911; «Курс педагогической психологии для народных учителей», 1915). Изобрел для целей экспериментирования прибо­ры: механический хроноскоп, аппарат для изучения памяти, которые были удо­стоены многочисленных премий на пси­хологических выставках как в России (1903, 1906, 1911), так и за рубежом (1908, 1909, 1912). После Октябрьской револю­ции работал в научных учреждениях и вузах Москвы. Продолжал исследование проблем памяти и индивидуальных различий, пси­хологии спорта, авиационной психологии и др. Изучая мнемические процессы, экспе­риментально подтвердил наличие смешан­ных видов памяти. Прочное запоминание, свободное оперирование материалом, по его мнению, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя («Память. Как ее сохранить и улучшить», 1926; «Память человека и ее воспитание, 1930). Иссле­довал проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников («Психическое утомление», 1929). Одним Из первых в отечественной психологии Начал изучать условия рациональной организации труда школьников, пра­вильного распределения труда и отдыха, Психологически обосновал составление расписания школьных занятий. Разрабо­тал психофизиологические нормы проф­отбора для различных профессий и др. В 1920-х гг. начал сталкиваться со все большим сопротивлением своим идеям. На 2-м Психоневрологическом съезде (1924), от­стаивая принципы эмпиризма, отвергал философский подход к психологии; эта позиция была подвергнута критике как противоречащая задачам перестройки пси­хологии на основе марксизма. В 1935 г. на основании ложного доноса был обвинен в контрреволюционной агитации и сослан в Казахстан. В последние годы жизни работал в Семипалатинском педагоги­ческом ин-те.

Ссылки