Петровский Артур Владимирович

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович (р. 1924) — российский психолог, фило­ соф, педагог. Специалист в области исто­ рии психологии, социальной психоло­ гии, психологии личности, психологии развития, теоретической психологии. Ав­ тор концепции деятельностного опосре­ дования межличностных отношений; концепции лидерства; трехфазной кон­ цепции развития личности; концепции политической истории психологии; трех- факторной модели «значимого другого»; матричного представления категориаль­ ной системы психологии. Д-р психологи­ ческих наук (1966), профессор (1967), чл.- кор. АПН СССР (1968). Академик-секре­ тарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968—1976). Д. чл. АПН СССР (1971). В 1972-73 - чл. Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования, соавтор коллек­ тивной монографии «Learning to be» (1972), которая была издана в 40 странах (за исключением СССР). Вице-прези­ дент АПН СССР (1976-79). В декабре 1991 г. П. назначен президентом-органи­ затором Российской академии образова­ ния (РАО). Избран д. членом РАО (1992) и Президентом РАО (1992-1997). Чл. коллегии Мин. общ. и проф. образования РФ и чл. Президиума ВАК РФ (1992— 1998). Иностранный чл. АН Украины (1996). В 1997—1999 — ак.-секретарь От­ деления психологии и возрастной физи­ ологии РАО. С 1999 — консультант рек­ тората УРАО. Чл. редкол.: журналов «Вопросы психологии», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология»и др.; «Российс­ кой педагогической энциклопедии» (т.1, 1993; т.2 1999). Засл. деятель науки РФ (1994). Награжден рядом отечественных и зарубежных орденов и медалей, в том числе орденом «Знак Почета» (1983); ор­ деном «Великой отечественной войны» и медалями. В 1997 был удостоин премии Правительства РФ (совместно с М.Г. Ярошевским) за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях». В 1999 указом Пре­ зидента РФ награжден орденом Почета.

Биография

Участник ВОВ. После 9-го класса школы в 1941 г. ушел добровольцем в действую­щую армию. В 1943, окончив экстерном школу рабочей молодежи, был принят на фак-т русского языка и литературы Чкаловского педагогического ин-та (ныне Оренбург). В 1947 окончил тот же фак-т Московского городского педагогическо­ го ин-та им. В.П. Потемкина (МГПИ) (сейчас - Московский городской педагогический институт имени В. П. Потёмкина). Окончив аспирантуру кафедры психоло­гии МГПИ, в 1950 защитил канд. дис: «Психологические воззрения А.Н. Ради­щева». Профессиональную деятельность начал преподавателем кафедры психоло­гии Вологодского пединститута (1950—1952). С 1952 г.— ассистент, затем доцент кафедры психологии МГПИ им. Потемки­на. В 1956—1957 гг. был командирован в КНР, где читал лекции преподавателям пе­дагогических вузов Китая. В 1960 г. (пос­ле слияния МГПИ им. В.П. Потемкина и Моск. госуд. пед. ин-та им. В.И. Ленина) П. — доцент кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В этот период выходит его первый учебник «Психология» (М., 1956, 1957, 1958), написанный совместно с Г.А. Фортунатовым. В 1965 г. защитил докт. дис. на тему: «Пути формирования основ советской психологии». Результаты исследований были опубликованы в монографии «История советской психо­логии: формирование основ психологи­ческой науки» (М., 1967). Далеко не сра­зу освободившись от идеологических сте­реотипов в оценке советского периода развития психологии, П. уже в 1960-е гг. отвергает представление о педологии как о «лженауке» и пересматривает другие позиции, утвердившиеся в советской психологической историографии. В ряде работ впервые поставил вопрос о необхо­димости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексоло­гии, реактологии, а также трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др. («Вопросы теории и истории психо­логии: Избранные труды», 1984). С 1966 по 1971 г. заведует кафедрой психологии МГПИ им. Ленина, под его редакцией выходит первое издание учебника «Об­щая психология» для педагогических ву­зов (1970, 1976, 1977, 1986) и следом учебник: «Возрастная и педагогическая психология» (1973, 1980). С 1968 г. П. работает в системе АПН СССР. С 1978 по 1987 заведует кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе ФПК МГУ им. М.В. Ло­моносова. В 1989 П. один из руководите­лей ВНИК «Школа», где разрабатыва­лись принципы и основания реформиро­вания системы образования в СССР, опуб­ликованные в коллективной монографии «Новое педагогическое мышление»/под ред. П., (1989). Наряду с организационной и педагогической постоянно вел активную научно-исследовательскую работу. В 1972 г. организовал и возглавил лабораторию Психологии личности (с 1999 г. — лабо­ратория Теории и истории психологии) в НИИ ОиПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под его руководством исследо­вались проблемы психологии личности и социальной психологии

Научный вклад

В области соци­ альной психологии П. сформулировал концепцию деятельностного опосредство­ вания межличностных отношений (перво­ начальное название — стратометрическая концепция), позволяющую дифференци­ ровать группы по уровню развития и ис­ следовать структуру внутригрупповых связей, что позволило впоследствии отка­ заться от традиционного понимания груп­ пы как совокупности эмоциональных связей. Экспериментальными работами сотрудников лаборатории было подтвер­ ждено, что сущностную характеристику малой группы определяет не система со- циометрически выявляемых взаимных предпочтений, а опосредование содержа­ нием, целью и ценностями совместной деятельности («Личность. Деятельность. Коллектив», М., 1982). В частности, была показана неправомерность распростране­ ния зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие груп­ пы. В рамках предложенной концепции был введен в научный оборот ряд экспе­ риментальных методик, позволяющих, к примеру, отличать поведение конформ­ ное и нонконформное от самоопределе­ ния личности в группе. («Психологичес­ кая теория коллектива»/под ред. П. М., 1979). Дифференциация групп дала воз­ можность сформулировать новую кон­ цепцию лидерства, в определенной сте­ пени реабилитирующую «теорию черт лидера». Эксперименты подтвердили, что в высокоразвитых группах черты лидера весьма разнообразны и практически не поддаются исчислению. Однако в общ- ностях низкого уровня развития (напри­ мер, в криминальных группировках) ли­ дера, как правило, характеризует весьма ограниченный набор негативных качеств личности. Была также обоснована трех­ фазная концепция развития личности, выявившая закономерность смены этапов ее адаптации, индивидуализации и интег­ рации при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе была предложена возрастная периодизация, в которой путь к социаль­ ной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивиду­ ализация) и юности, ведущей к интегра­ ции личности в обществе («Психология развивающейся личности»/ ред. и соав­ тор, 1987). С этих позиций подверг кри­ тической переоценке концепцию соот­ ношения личности и психики, а также принцип ведущей деятельности, сформу­ лированный Д.Б. Элькониным, В.В. Да­ выдовым, позднее Д.И. Фельдштейном. В теории межличностных отношений, опираясь на концепцию «отраженной субъектности» В.А. Петровского, предло­ жил трехфакторную модель «значимого другого», где в качестве факторов, опре­ деляющих для субъекта значимость дру­ гого человека, выступают властные пол­ номочия (зависимость-независимость), аттракция (привлекательность) и рефе- рентность (авторитетность). Сложные со­ отношения и количественные изменения этих факторов образуют «отраженную субъектность» значимого другого. («Ис­ тория и теория психологии», в 2-х тт. М., 1996). В конце 90-х гг. разрабатывал осо­ бую область историко-психологического исследования — политическую историю психологии, предметом которой являет­ ся развитие психологической науки в за­ висимости от политической конъюнкту­ ры, которая складывалась в тоталитарных государствах («Психология России. XX век», 2000). С 1996 г. совместно с М.Г. Ярошевским и В.А. Петровским начал разрабатывать проблемы теоретической психологии, предметом которой являет­ ся рефлексия психологической науки, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые проблемы, основные принципы исследования. На основании фи­ лософских идей B.C. Соловьева был предло­ жен принцип построения категориальной системы, который предполагает постоянные переходы категорий психологии от сущно­ сти к явлению и от явления, как новой сущ­ ности, к новым явлениям. Это позволило разработать совместно с В.А. Петровским категориальную систему, характеризую­ щую психосферу как результат встречной детерминации биосферы и ноосферы (биологической и культурно-историчес­ кой детерминанты). Предложенная кате­ гориальная система представляет собой матрицу, где ряд кластеров (субстанцио­ нальность, направленность, активность, когнитивность, пристрастность, событий­ ность, действительность) пересекаются с пятью уровнями психоферы (биоцентри­ ческий, протопсихологический,базисный психологический, метапсихологический и социоцентрический). Эти пересечения позволяют видеть как филогенез, так и онтогенез психического. Показано, что каждая выделенная в этой системе кате­ гория становится основанием для порож­ дения соответствующих психологических теорий. Но ни одна из них не может пре­ тендовать на то, чтобы стать общей тео­ рией психологии. Подчеркивается, что нельзя найти общую «клеточку», из кото­ рой вырастает вся психологическая на­ ука. Отсюда был сделан вывод, что каж­ дая категория в матрице является основа­ нием для построения отдельной теории среднего уровня (по Парсонсу) или «ку­ ста» подобных теорий («Основы теорети­ ческой психологии» /в соавт. с М.Г. Яро­ шевским, 1998, 2000; «Теоретическая психология»/в соавт. с М.Г. Ярошевским, 2001).

Библиография работ

П. является редактором и автором основных вузовских учебников по психо­ логии, рекомендованных МО РФ, в том числе: «Социальная психология» (1978); «Введение в психологию» (1995, 1996); «Психология» (в соавт с М.Г. Ярошев­ ским ,1999—2003). Автор многих научно- популярных и публицистических книг: «Беседы о психологии» (1962); «Популяр- ные беседы о психологии» (1976); «Пси­ хология о каждом из нас и каждому из нас о психологии» (1996); «Откровенно гово­ ря» (1997); «Записки психолога» (2000) и др. Научный консультант ряда полномет­ ражных фильмов, отражающих проблемы психологии: «Семь шагов за горизонт», «Я и другие», «Жгучие тайны века», «Дерзай­ те! Вы талантливы!», «Если не я, то кто же?», «Чучело» и др. Книги П. переведе­ ны на 16 иностр. языков: английский, не­ мецкий, испанский, датский, финский, китайский, японский и др. Особое место в творческой деятельности П. занимает подготовка словарно-справочных изда­ ний. Он является редактором (совместно с М.Г. Ярошевским) ряда психологичес­ ких словарей: «Краткий психологический словарь» (М., 1985 /пер. на англ., словац­ кий, чешский, испанский языки/; 1998); «Психология. Словарь» (1990). Разработал проект создания «Психологического лек­ сикона» в 6-ти тт., является его главным редактором.

Петровский А.В. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

А.В. Петровский

Ссылки

Карпенко Л.А. Петровский Артур Владимирович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 352-355