Платонов Константин Константинович

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

ПЛАТОНОВ Константин Константи­ нович (1906—1984) — российский психо­ лог, врач, специалист в области психологии труда, военной и медицинской психологии, социальной психологии и психологии лич­ ности. Сын К.И. Платонова— известного врача-невропатолога, внесшего большой вклад в разработку методов внушения и гипноза, ученика и сподвижника В.М. Бех­ терева. Д-р медицинских (1954) и д-р пси­ хологических наук, профессор (1954). Заслуженный деятель науки РСФСР.

Биография

Окончил Харьковский медицинский ин-т и экстерном — биологический фак-т Харьковского ин-та народного образова­ ния (1929). Профессиональную деятель­ ность начал в Харьковском ин-те рас­ пространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом ин- те (с 1925), где проводил первые научные исследования и издал учебное пособие по биологии для педагогических вузов. В 1930-е гг. включается в психотехническое движение, создает и возглавляет комп­ лексные психотехнические лаборатории на Горьковском автомобильном и Челя­ бинском тракторном заводах, разрабаты­ вает пути и приемы повышения произво­ дительности труда рабочих, проводит психологический анализ профессий, осу­ ществляя практическое решение проблем профотбора, «оздоровления труда», трав- матизма, работоспособности, усовер­ шенствования рабочих мест и т.п. С сере­ дины 30-х гг. начинает заниматься пси­ хологическими исследованиями в облас­ ти авиации, посвятив этому более 20 лет (1935—1959). Работает в Научно-исследо­ вательском санитарном ин-те (впослед­ ствии Институт авиационной медицины). В годы ВОВ П. был заместителем флаг­ манского врача армии, возглавлял воен­ но-врачебную летную комиссию 1-го Бе­ лорусского фронта. В послевоенные годы занимает должность начальника филиа­ ла Института авиационной медицины в Качинской авиашколе. Здесь под его ру­ ководством был создан самолет-лабора­ тория для исследования летных навыков, совместно с Л.М. Шварцем подготовле­ но одно из первых учебных пособий по психологии летной деятельности («Очер­ ки психологии для летчиков», 1948). Ре­ зультаты дальнейших исследований были опубликованы в монографиях и учебных пособиях («Психология летного труда», 1960; «Авиационная психология», 1963). В 1960 г. П. — сотрудник сектора психо­ логии Института философии АН СССР, где разворачивает исследования по психо­ логии труда («Вопросы психологии труда», 1962,1970), профтехобразованию, военной и медицинской психология. С 1972 г. и до последних дней жизни П. трудился в Ин­ ституте психологии АН СССР, уделяя ос­ новное внимание проблемам психологии личности, социальной психологии, психо­ логии религии, методолого-теоретическим основаниям психологии

Научный вклад

Исследует систе­ му психологической науки с позиций отра­ жательной природы психики, ее активно­ го формирования в деятельности («Систе­ ма психологии и теория отражения», 1982; «О системе психологии», 1972; «Краткий словарь психологических понятий», 1981). Исследуя концептуальную структуру и язык психологии, выделил категории двух уровней: общепсихологические (психичес­ кое отражение, психические явления, со­ знание, личность, деятельность, развитие психики) и частные, логическое соподчи­ нение которых выступает основанием их систематизации. В качестве исходной оп­ ределял категорию «взаимодействия», че­ рез которую, по мнению П., объединяют­ ся в единое целое теория отражения и си­ стемный подход. Центральное место в ана­ лизе системы психологических категорий отводил категориям сознания и личности. Рассматривая структуру индивидуального сознания, включал в него самосознание, атрибуты и уровни ясности сознания, его виды. Структуру и развитие личности рас­ сматривал с позиций структурно-генети­ ческого подхода, определяя личность как одну из сторон человека, носителя созна­ ния. В качестве основных подструктур вы­ делял направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства. На эти иерар­ хически организованные уровни «накла­ дываются» два интегральных личностных образования — характер и способности («Проблемы способностей», 1972). Иссле­ дования личности в подходе П. органичес­ ки связаны с разработкой проблем коллек­ тива («Личность и труд», 1965; «Коллектив и личность», 1975). Коллектив опреде­ лялся им как группа людей, объединен­ ная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Предметом эмпирических исследований выступали различные внутригрупповые (внутриколлективные) процессы: сорев­ новательные отношения, процессы ком­ муникации, социально-психологический климат коллектива и др. П. был в числе первых ученых, обратившихся в 60-е гг. к разработке проблем социальной психоло­ гии в нашей стране. Принимал участие в дискуссии о предмете социальной психо­ логии («Что изучает общественная психо­ логия?», 1971), что обусловило его внима­ ние к проблемам методологии социальной психологии. Известны также исследования П. в области истории развития отечествен­ ной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности).

Библиография работ

П. — автор многих научных трудов и учебных пособий, а также ряда на­ учно-популярных книг в области психо­ логии (Занимательная психология, 1962, 1964,1986) и др.

Ссылки

В.А. Кольцова . Платонов Константин Константинович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 362-363