Поддъяков Николай Николаевич

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

ПОДДЪЯКОВ Николай Николаевич (р. 1929) — российский психолог, специа­ лист в области возрастной и педагогичес­ кой психологии, создатель концепции раз­ вития познавательной сферы ребенка. Д-р психологических наук (1974), профессор (1981), чл.-кор. АПН СССР (1978), д. чл. АПН СССР (1990), д. чл. РАО (1993). На­ гражден медалью «За доблестный труд» (1970).

Биография

Окончив философский фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова (1948—1953), поступил в аспирантуру Института пси­ хологии АПН РСФСР (1953-1957). Пос­ ле аспирантуры работал в Институте пси­ хологии, защитив в 1960 г. канд. дис : «Особенности ориентировочной деятель­ ности у дошкольников при формирова­ нии и автоматизации практических дей­ ствий» и перешел на работу в НИИ дош­ кольного воспитания АПН РСФСР, где с 1965 по 1981 г. заведовал лабораторией «Умственного воспитания детей дош­ кольного возраста». В 1974 г. защитил докт. дис. по психологии: «Развитие допо- нятийных форм мышления в дошкольном возрасте»

Научный вклад

Научные интересы П. связаны прежде всего с изучением познавательно­ го развития дошкольников, особенностя­ ми их мышления, формированием основ­ ных логических операций в этом возрасте («Умственное воспитание дошкольников», 1972). Им было проанализировано разви­ тие образного мышления, его достоин­ ства и недостатки, механизмы его станов­ ления в дошкольном возрасте, методы его диагностики и развития («Содержа­ ние и методы умственного воспитания дошкольников», 1977). Разработанные П. экспериментальные методики, позволя­ ющие исследовать различные стороны образного мышления, динамику его ста­ новления, легли в основу многих совре­ менных диагностических и развивающих программ. Описанный П. феномен «бес­ корыстного мышления» открывает новые аспекты творческой активности дош­ кольников. С 1981 по 1992 г. П. — дирек­ тор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Под его руководством разрабаты­ валась концепция развития познаватель­ ной сферы ребенка, на основе которой в ин-те разрабатывались конкретные тех­ нологии обучения и воспитания детей. В последние годы П., наряду с исследова­ нием интеллектуального развития детей, занимается проблемами игры, изучая влияние игровых отношений к жизни на психическое развитие детей, особеннос­ ти их социализации.

Библиография работ

П. ведет активную педагогическую деятельность. Он автор научных трудов: «Развитие элементарных форм мышления в дошкольном детстве», М., 1973; «Мышление дошкольника», в соавт., М., 1977; «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», М., 1984, 1988; «Творческое развитие детей дош­ кольного возраста», 1994; и др.

Ссылки

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская . Поддъяков Николай Николаевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 364