http://hist-psy.ru/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&feed=atom&action=historyРоссолимо Григорий Иванович - История изменений2024-03-28T10:16:14ZИстория изменений этой страницы в викиMediaWiki 1.25.3http://hist-psy.ru/index.php?title=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BE_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87&diff=332&oldid=prevАртём Костригин: Новая страница: «== Персоналия == РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860—1928) — российский невропато лог, психоне…»2016-05-21T05:04:53Z<p>Новая страница: «== Персоналия == РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860—1928) — российский невропато лог, психоне…»</p>
<p><b>Новая страница</b></p><div>== Персоналия ==<br />
РОССОЛИМО Григорий Иванович<br />
(1860—1928) — российский невропато<br />
лог, психоневролог, психиатр, один из<br />
создателей экспериментального направ<br />
ления в отечественной психологии. Один<br />
из организаторов и председатель Москов<br />
ского общества невропатологов и психи<br />
атров (1890). Соред. «Журнала невропато<br />
логии и психиатрии им. С.С. Корсакова»<br />
(1901). Ученик А.Я. Кожевникова. Со<br />
курсник и близкий друг А. П. Чехова.<br />
== Биография ==<br />
Об<br />
разование получил в классической Одес<br />
ской гимназии, затем обучался на меди<br />
цинском фак-те Московского ун-та,<br />
который окончил в 1884 г. В 1887 г. защи<br />
тил докт. дис. и в 1890 г. возглавил кли<br />
нику нервных болезней при клинике<br />
внутренних болезней А.А. Остроумова. В<br />
1911 г. вышел в отставку в знак протеста<br />
против реакционной деятельности мини<br />
стра просвещения Л.А. Кассо. На соб<br />
ственные средства основал и содержал пер<br />
вую в России клинику нервных болезней<br />
детского возраста (1911—1917). После ре<br />
волюции передал ее в дар Московскому<br />
ун-ту. С 1917 Р. — профессор кафедры<br />
нервных болезней 1-го МГУ, директор<br />
клиники и Неврологического ин-та им.<br />
А.Я. Кожевникова.<br />
== Научный вклад ==<br />
Основные научные<br />
труды связаны с анатомией и физиологи<br />
ей НС. Занимался исследованием про<br />
блем возрастной и экспериментальной<br />
психологии, нейропсихологии и пато<br />
психологии. Исследуя возрастные осо<br />
бенности детей, стремился проникнуть в<br />
сущность их поведения («К вопросу о ду<br />
шевных катастрофах в юношеском возра-<br />
сте»/Педагогическое общество. 1903;<br />
«Дурные привычки у детей и борьба с<br />
ними»/там же, 1902 и др. ). Разработал<br />
программу наблюдений за детьми: «План<br />
исследования детской души», в соответ<br />
ствии с которой детская личность изуча<br />
лась как со стороны психики и поведения,<br />
так и со стороны соматики и нервной си<br />
стемы. Прослеживал связь характера из<br />
менения психических функций личности<br />
с нервными заболеваниями и другими<br />
нарушениями и отклонениями в поведе<br />
нии. Для получения целостной нагляд<br />
ной картины разработал метод «Психоло-<br />
гического профиля». В соответствии с<br />
программой исследовались 22 психичес<br />
кие функции личности (11 по сокращен<br />
ному варианту программы), которые под<br />
разделялись на три группы: А) внимание<br />
и воля; В) память и восприятие; С) мыш<br />
ление, комбинаторные способности, со<br />
образительность и наблюдательность. Ре<br />
зультаты эксперимента заносились на<br />
график в виде точек, при соединении ко<br />
торых получалась кривая — «психологи<br />
ческий профиль» личности. Вычислялся<br />
общий уровень развития психических<br />
функций, а также качественный анализ<br />
полученного профиля из соотношения<br />
внимания, воли, памяти и мышления.<br />
Для детей младшего школьного возраста<br />
был разработал «Краткий метод », для де<br />
тей дошкольного возраста была создана<br />
особая система заданий: «Метод элемен<br />
тарных представлений». Р. одним из пер<br />
вых поставил вопрос о развитии, воспи<br />
тании и обучении больных и умственно-<br />
отсталых детей, их профессиональной<br />
пригодности. Обосновал важность пси<br />
хологического образования педагогов и<br />
врачей.<br />
== Библиография работ ==<br />
К основным трудам Р. относятся:<br />
«План исследования детской души в здо<br />
ровом и болезненном состоянии», 1909;<br />
«Методика психологических профилей» /<br />
Современая психиатрия, 1910; «Общая<br />
характеристика психологических профи<br />
лей», 1910; «Краткий метод исследования<br />
умственной отсталости», 1914; «Психоло<br />
гические профили дефективных детей»,<br />
1914; «Психологические профили. Коли<br />
чественное исследование психических<br />
процессов в нормальных и патологичес<br />
ких состояниях. Методика», 1917; «Курс<br />
нервных болезней», М.-Л., 2-е изд., 1927<br />
== Ссылки ==<br />
Н.А. Даниличева, Л.А. Карпенко . Россолимо Григорий Иванович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 402-403<br />
[[Категория:Психологи России]]<br />
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]<br />
[[Категория:Родившиеся в 1860 году]]<br />
[[Категория:Умершие в 1928]]</div>Артём Костригин