Россолимо Григорий Иванович

Версия от 05:04, 21 мая 2016; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Персоналия == РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860—1928) — российский невропато­ лог, психоне…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860—1928) — российский невропато­ лог, психоневролог, психиатр, один из создателей экспериментального направ­ ления в отечественной психологии. Один из организаторов и председатель Москов­ ского общества невропатологов и психи­ атров (1890). Соред. «Журнала невропато­ логии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (1901). Ученик А.Я. Кожевникова. Со­ курсник и близкий друг А. П. Чехова.

Биография

Об­ разование получил в классической Одес­ ской гимназии, затем обучался на меди­ цинском фак-те Московского ун-та, который окончил в 1884 г. В 1887 г. защи­ тил докт. дис. и в 1890 г. возглавил кли­ нику нервных болезней при клинике внутренних болезней А.А. Остроумова. В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста против реакционной деятельности мини­ стра просвещения Л.А. Кассо. На соб­ ственные средства основал и содержал пер­ вую в России клинику нервных болезней детского возраста (1911—1917). После ре­ волюции передал ее в дар Московскому ун-ту. С 1917 Р. — профессор кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Неврологического ин-та им. А.Я. Кожевникова.

Научный вклад

Основные научные труды связаны с анатомией и физиологи­ ей НС. Занимался исследованием про­ блем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и пато­ психологии. Исследуя возрастные осо­ бенности детей, стремился проникнуть в сущность их поведения («К вопросу о ду­ шевных катастрофах в юношеском возра- сте»/Педагогическое общество. 1903; «Дурные привычки у детей и борьба с ними»/там же, 1902 и др. ). Разработал программу наблюдений за детьми: «План исследования детской души», в соответ­ ствии с которой детская личность изуча­ лась как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной си­ стемы. Прослеживал связь характера из­ менения психических функций личности с нервными заболеваниями и другими нарушениями и отклонениями в поведе­ нии. Для получения целостной нагляд­ ной картины разработал метод «Психоло- гического профиля». В соответствии с программой исследовались 22 психичес­ кие функции личности (11 по сокращен­ ному варианту программы), которые под­ разделялись на три группы: А) внимание и воля; В) память и восприятие; С) мыш­ ление, комбинаторные способности, со­ образительность и наблюдательность. Ре­ зультаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении ко­ торых получалась кривая — «психологи­ ческий профиль» личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления. Для детей младшего школьного возраста был разработал «Краткий метод », для де­ тей дошкольного возраста была создана особая система заданий: «Метод элемен­ тарных представлений». Р. одним из пер­ вых поставил вопрос о развитии, воспи­ тании и обучении больных и умственно- отсталых детей, их профессиональной пригодности. Обосновал важность пси­ хологического образования педагогов и врачей.

Библиография работ

К основным трудам Р. относятся: «План исследования детской души в здо­ ровом и болезненном состоянии», 1909; «Методика психологических профилей» / Современая психиатрия, 1910; «Общая характеристика психологических профи­ лей», 1910; «Краткий метод исследования умственной отсталости», 1914; «Психоло­ гические профили дефективных детей», 1914; «Психологические профили. Коли­ чественное исследование психических процессов в нормальных и патологичес­ ких состояниях. Методика», 1917; «Курс нервных болезней», М.-Л., 2-е изд., 1927

Ссылки

Н.А. Даниличева, Л.А. Карпенко . Россолимо Григорий Иванович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 402-403