Сеченов Иван Михайлович

Версия от 08:14, 21 мая 2016; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Персоналия == СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829- 1905) — российский физиолог и психо­ лог. Основ…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829- 1905) — российский физиолог и психо­ лог. Основоположник отечественной фи­ зиологической школы. Создатель есте­ ственно-научной теории психической регуляции поведения. Д-р медицины (1860). Чл.-кор. Петербургской АН (1869), поч. академик Петербургской АН (1904). Удостоен Демидовской премии Петер­ бургской АН за курс лекций «О живот­ ном электричестве» (1863). Окончил Глав­ ное инженерное училище в Петербурге (1848) и медицинский фак-т Московского университета (1856)

Биография

В 1856—1859 работал в Германии, в лабораториях И. Мюллера (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людви­ га (Вена), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). Подготовил там докт. дис: «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», которую успешно защитил в 1860 г. в Медико-хирургической акаде­ мии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабо­ раторию — одну из первых в России. В 1871—1876 гг. — зав. кафедрой физиологии в Новороссийском ун-те (Одесса). В 1876— 1888 гг. С. вновь профессор Петербургско­ го ун-та, где также организовал физиоло­ гическую лабораторию. Одновременно читал лекции на Высших женских (Бесту­ жевских) курсах, одним из основателей которых он был. С 1889 г. — приват-до­ цент, с 1891 г. — профессор физиологии Московского ун-та. В 1901 г. вышел в от­ ставку, но продолжал экспериментатор­ скую работу и преподавательскую деятель­ ность на Пречистинских курсах для рабо­ чих (1903—1904)

Научный вклад

Разработал новаторское учение о поведении живых существ, меха­ низмах сознания и воли человека. Впер­ вые изложенное в работе «Рефлексы го­ ловного мозга» (1863), оно доказывало, что все акты сознательной и бессозна­ тельной жизни рефлекторны по своему механизму. При этом рефлекс трактовал­ ся не как автоматический ответ нервных центров на внешний раздражитель, но как гибкое согласованное движение с вы­ полняющим сигнальную роль чувствова­ нием (от элементарных ощущений до сложных образов предметов, регулирую­ щих поведение в окружающей среде). Экспериментальное изучение головного мозга привело С. к открытию централь­ ного торможения (в дальнейшем полу­ чившего название «сеченовское»), т.е. «задерживающего» влияния одного из от­ делов мозга (его таламической области) на реакции организма. Это открытие по­ влекло за собой важные преобразования в представлениях о функциях нервной системы в психической деятельности. В физиологии оно стало отправным пунк­ том для разработки учения о динамике нервных процессов (возбуждения и тор­ можения) и их интеграции в целостные динамические системы. В психологии оно позволило объяснить основу волевых актов, отличительная особенность кото­ рых заключалась в том, что человек спо­ собен противостоять нежелательным им­ пульсам, тормозить их переход в дей­ ствие. Центральное торможение стало также предпосылкой формирования по­ нятия об интериоризации. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе пове­ дения, утверждался принцип саморегуля­ ции и системы организации нервно-пси­ хической деятельности. С. обосновал но­ вый подход к функциям органов чувств, согласно которому работа рецептора со­ ставляет лишь сигнальную половину це­ лостного механизма (анализатора); дру­ гую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат ис­ точником информации о пространствен­ но-временных свойствах среды, являют­ ся основой элементарных форм мышле­ ния, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познаватель­ ной активности (включая математичес­ кое и философское знание) («Элементы мысли», 1878, 1903). Возникая во внеш­ ней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преоб­ разуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения С. распространил на ста­ новление личности (человеческого Я). Ребенок,вырастая, интериоризирует об­ разы людей, к-рые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активно­ сти. Подвергнув критике интроспекцио- низм, С. выдвинул программу построе­ ния новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой («Кому и как разра­ батывать психологию?», 1873). Учение С. одним из первых в педагогике стал ис­ пользовать К.Д. Ушинский при объясне­ нии роли привычек (как «капитала», ко­ торый вкладывается в нервную систему). Идеи С. были восприняты И.П. Павло­ вым, В. М. Бехтеревым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским и их учениками, став ос­ новой объективного и системного анали­ за жизнедеятельности организма и его психических функций, а также став осно­ вополагающими для многих направле­ ний отечественной психологии.

Библиография работ

Основ­ ные сочинения С: «Избранные труды», М., 1935 «Элементы мысли»/ Сб. избр. статей. М.-Л., 1943; «Избранные фило­ софские и психологические произведе­ ния», М., 1947; «Избранные произведе­ ния», т. 1, М., 1952» «Рефлексы головно­ го мозга», М., 1952, 1961.

Ссылки

Ярошевский М.Г. Сеченов Иван Михайлович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 422-423