Слободчиков Виктор Иванович

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович (р. 1944) — российский психолог, специ­ алист в области общей, возрастной и пе­ дагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995), чл.-кор. РАО (1996).

Биография

С 1992 по 2003г — директор Ин-та педагогических инноваций РАО и зав. лабораторией ант­ ропологических основ психологии разви­ тия и образования человека. С 2003 г. — директор Ин-та развития дошкольного образования РАО. Чл. Совета по присуж­ дению премий Президента и Правитель­ ства РФ в области образования (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1995). Образование получил в ЛГУ, заоч­ но окончив фак-т психологии (1972)

Научный вклад

Профессиональную научную деятель­ ность начал в ИОиПП АПН СССР (1968— 1990), где под руководством Н.И. Непом­ нящей и Д.Б. Эльконина провел цикл ис­ следований, изучая предметное содержание сознания и способов его организации у дошкольников и младших школьников. Ре­ зультаты были обобщены в канд. дис : «Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте» (1977). Со второй по­ ловины 1980-х гг. совместно с В. В. Давы­ довым приступил к разработке психологи­ ческих основ отечественного образова­ ния. Был одним из организаторов ВНИК «Школа» и соразработчиком «Концепции развития общего среднего образования» (1988). Последующие научные исследова­ ния С. были связаны с анализом проблем сознания, рефлексии, развития субъек­ тивной реальности, внутреннего мира че­ ловека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Результа­ ты были обобщены в докт. дис: «Станов­ ление и развитие субъективной реально­ сти в онтогенезе (психологические осно­ вы проектирования образования)» (1994). С середины 1990-х гг. под руководством С. разрабатывается новое научное на­ правление — основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологи­ ческому образованию в гуманитарных ву­ зах («Психология человека»/в соавт., 1995; «Психология развития человека»/в соавт., 2000; «Психология образования человека», 2003). С. является также орга­ низатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитар­ ной сфере. В настоящее время он феде­ ральный эксперт и куратор Мегапроекта «Развитие образования в России», про­ граммы модернизации российского обра­ зования.

Библиография работ

Автор монографий: «Методы изучения синтезирующей функции созна­ ния», М., 1975; «Вопросы теории и диагно­ стики психического развития», М., 1982; «Психологические проблемы становления внутреннего мира человека», М., 1986; «Категория возраста в психологии и педа­ гогике развития», М., 1991; «Интегральная периодизация общего психического разви­ тия», М., 1996, в соавт.; «Антропологичес­ кий принцип в психологии развития», М., 1998, в соавт.; «Деятельность как антропо­ логическая категория», М., 2001; «Очерки психологии образования», Биробиджан, 2002. Многие научные работы С. изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испано- язычных стран

Ссылки

В. Г. Щур . Слободчиков Виктор Иванович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 432