Сухомлинский Василий Александрович — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Персоналия == СУХОМЛИНСКИИ Василий Алек­ сандрович (1918—1970) — украинский педагог и псих…»)
 
(нет различий)

Текущая версия на 05:22, 21 мая 2016

Персоналия

СУХОМЛИНСКИИ Василий Алек­ сандрович (1918—1970) — украинский педагог и психолог, специалист по про­ блемам практической педагогики (руко­ водство школой, профессиональное мас­ терство учителя, проблемы разносторон­ него воспитания детей и т.п.). Ученик и последователь А.С. Макаренко. Чл.-кор. АПН РСФСР (1957), с 1968 г. - АПН СССР. Канд. пед. наук (1955). Засл. учи­ тель УССР (1958), награжден медалью А.С. Макаренко (1965). Лауреат Государ­ ственной премии Правительства Украи­ ны (1974). Участник ВОВ, награжден ме­ далями и орденами за боевые заслуги. Окончил заочно Полтавский учитель­ ский ин-т (1938)

Биография

Профессиональную пе­ дагогическую деятельность начинал учи­ телем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. С июля 1941 г. был призван в армию, воевал на Запад­ ном и Калининском фронтах. После ра­ нения и эвакогоспиталя был направлен работать директором школы пос.Ува Уд­ муртской АССР (1942-1944). После ос­ вобождения Украины возвратился на ро­ дину и в 1944—1948 гг. возглавлял Онуфри- евский РОНО. С 1948-1970 гг. -директор Павлышской средней школы Кировоград­ ской обл

Научный вклад

Работая директором, создал це­ лостную педагогическую систему, осно­ вывающуюся на гуманистическом подхо­ де к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов вос­ питания и образования, на создании спе­ циальной воспитывающей среды. Психо­ лого-педагогическая суть наследия С. — это конкретная теория и практика реаль­ ного гуманизма, направленная на решение проблемы соотношения цели и средств, свободы воли и принуждения, рациональ­ ного и эмоционального в воспитании. «Воспитание — это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку», счи­ тал С. В 50-е гг. разрабатывал эффектив­ ные пути соединения физического и ум­ ственного труда как средства развития лич­ ности, а не только пути подготовки к профессии. В 1955 г. защитил канд. дис: «Директор школы— организатор учебно- воспитательного процесса». Продолжая традиции коллективистской педагогики А.С. Макаренко, решал проблему «коллек­ тив — личность» с учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возраст­ ных этапах. Подчеркивал значение харак­ тера внутриколлективных отношений, от­ мечал, что основой организационного и морального единства школьного коллекти­ ва является «забота человека о человеке», «ответственность человека за человека». С начала 1950-х гг. в школе под руководством С. работал «Родительский университет», а для учителей велся «Психологический се­ минар». Одним из первых в нашей стране С. начал работу с шестилетними детьми, создав для них «Школу радости», где с по­ мощью новых психолого-педагогических форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Настаивал на необходимости введения в школе такого предмета, как «Человековедение», сам орга­ низовал такой спецкурс для старшеклас­ сников. Ввел в широкое употребление понятия «воспитуемость личности», «коллективная духовная жизнь», «ин­ теллектуальный фон» класса, «эмоцио­ нальная грамотность» и, наоборот, «невеже­ ство» коллектива,— это позволило педаго­ гам, психологам, решающим вопросы воспитания, более глубоко и всесторонне подходить к организации жизни школьно­ го коллектива и личности учащихся («О воспитании», 1973). «Мир вступает в век Человека», — резюмировал С. суть своих трудов и своего времени. Суть педагогики самого С. можно определить как «граждан­ ственность и человечность» (Азаров Ю.П.). С 1972 г. при Павлышской школе, которой было присвоено имя С, открыт мемори­ ально-педагогический музей его памяти.

Библиография работ

Труды С. изданы собраниями сочиненй и отдельными книгами: Избр. произв., т. 1-5, Киев, (1979-1980); Избр. пед. соч., т. 1-3, М.,(1979-1981); «Родина и серд­ це», М., (1980); «Потребность человека в человеке», М., (1981); «Об умственном вос­ питании», Киев, (1983); «Хрестоматия по этике», М., (1990); «Человеческая личность неповторима», Курск, (1991) и др.

Ссылки

Н.Л. Карпова . Сухомлинский Василий Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 453