Филатов Василий Степанович

Версия от 21:42, 30 января 2017; Артём Костригин (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Мазилов В.А., Костригин А.А. Филатов Василий Степанович: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 4. С. 20-33.

Мазилов В.А., Костригин А.А. Филатов Василий Степанович: данные библиографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. № 4. С. 63-68.

Персоналия

В.С. Филатов (Источник)

Филатов Василий Степанович (1900-1974) - советский психолог, основатель Ярославской психологической школы, специалист в области социальной психологии, педагогической психологии и психологии труда.

Биография

В.С. Филатов родился 24 августа 1900 г. в крестьянской семье в селе Промзино Алатырского уезда Симбирской губернии. В 1915 г., закончив Высшее начальное училище в селе Промзино (ныне Сурское Уральской области), занимался репетиторством и готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. В 1917 г. он выдержал экзамены (экстерном), дающие право преподавать в двухклассных сельских училищах, начал педагогическую работу [1]. В том же 1917 г. окончил восьмой (педагогический) класс гимназии и поступил на медицинский факультет Казанского университета, где проучился 2 года. В 1921 г., по студенческой мобилизации был направлен на политпросветработу при штабе дивизии Казанского военного округа [1]. Обратим внимание на то, что согласно архивным данным, обучался В. С. Филатов на филологическом факультете, а не на медицинском [1, л. 138]. После демобилизации он работает лектором Губполитпросвета в Одессе. В 1922–1923 гг. – комиссар Опродкомгуба (Винница) [1, л. 138]. «Опродкомгуб» означал «Особую губернскую продовольственную комиссию», которая, по замыслу новых властей, должна была досыта накормить изголодавшихся жителей губернии.

В 1923 г. продолжает учебу: сначала в Одессе, где слушает лекции С.Л. Рубинштейна, а затем во 2-м МГУ. После реорганизации последнего переводится в Ленинград в ЛГПИ им. Герцена, который оканчивает в 1926 г. по педологическому отделению.

После окончания института работает преподавателем в Покровском педагогическом училище в Подмосковье, где преподает психологические и педагогические дисциплины. В августе 1927 г. становится научным сотрудником и одновременно аспирантом научно-исследовательского института педагогики в Москве. С 1930 г. В. С. Филатов работает на руководящих должностях в ряде вузов СССР: в 1930–1931 гг. – доцент и заведующий кафедрой психологии Краснодарского педагогического института, в 1931–1933 гг. – доцент кафедры психологии и заместитель директора педагогического института в Ставрополе; в 1933–1941 гг. – доцент, заведующий кафедрой психологии и заместитель директора педагогического института в Калинине.

В 1941–1942 гг. – доцент в педагогическом институте г. Соликамска. В 1942–1944 гг. В.С. Филатов работает заведующим отделом пропаганды и агитации Кунцевского горкома КПСС Московской области. В 1944–1946 гг. – директор областного института усовершенствования учителей и одновременно доцент Московского областного педагогического института. В 1946 г. начинается ярославский период деятельности В. С. Филатова.

С 1 сентября 1946 г. В.С. Филатов начинает свою работу в Ярославле в Ярославском педагогическом институте. Он назначен заместителем директора института и заведующим кафедрой психологии. Летом 1946 г. он окончил Всесоюзные курсы преподавателей логики: как мы увидим, – факт, имеющий большое значение. И вообще можно сказать, что для Ярославского педагогического института начинается новый, «филатовский», этап.

С приходом В.С. Филатова кафедра психологии становится самостоятельной (до 1946 г. существовала кафедра психологии и педагогики, созданная в 1936 г. после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» «на месте» упраздненной кафедры психологии и педологии). Что важно – при кафедре открывается кабинет логики и психологии, в котором сосредоточивается психологическая литература, накапливается оборудование для проведения лабораторных занятий по психологии.

Мы уже упоминали, что Филатов закончил курсы по логике. По его инициативе в институте открывается отделение логики и психологии, на котором готовили преподавателей этих дисциплин в средней школе. Напомним, что после войны какое-то время эти предметы преподавались в средней школе. Для интересующей нас темы важно подчеркнуть, что в Ярославле теперь появлялись выпускники, имеющие более глубокую психологическую подготовку, чем студенты чисто педагогических специальностей. Некоторые из них (например, Г.А. Мурашов, Н.П. Ерастов) стали впоследствии членами кафедры. С другой стороны, преподавание психологии на более высоком уровне потребовало повышения квалификации преподавателей и привлечения кадров из Москвы и Ленинграда. По воспоминаниям Г.А. Мурашова, «для ведения отдельных дисциплин приглашались преподаватели и сотрудники московских и ленинградских вузов и научных учреждений. Так, историю психологии читал старший научный сотрудник института психологии АПН М. Г. Ярошевский, историю логики – ст. научный сотрудник института философии АН СССР А. И. Рубин, практикум по экспериментальной психологии вел старший преподаватель ЯГПИ И. А. Васильев» [23, с. 33].

Нужно согласиться с оценкой Г.А. Мурашева: «Несмотря на все издержки, открытие отделения логики и психологии знаменовало новый этап в развитии психологического образования в стране, поскольку значительно расширялось число центров психологической подготовки, ранее ограниченное четырьмя городами – Москвой, Ленинградом, Тбилиси и Киевом» [23, с. 33].

Сам В.С. Филатов читал лекции по общей психологии и логике. Как отмечает Г.А. Мурашов, В.С. Филатов был хорошим лектором, умел просто и доступно объяснить самые сложные вопросы. Важно отметить, что, способствуя повышению квалификации преподавателей кафедры психологии, В.С. Филатов не забывал и о своем научном росте. В октябре 1949 г. он поступает в докторантуру при секторе психологии института философии АН СССР. Научным консультантом, как и ранее руководителем по кандидатской диссертации, был С.Л. Рубинштейн, с которым Филатов был знаком еще по Одессе 1923 г., когда в мореходке слушал лекции будущего классика отечественной психологии.

По окончании докторантуры в 1952 г. В.С. Филатов защищает в институте философии АН СССР докторскую диссертацию по философским вопросам характера и его формирования. В том же году получает звание профессора, в феврале 1952 г. возвращается в Ярославль в качестве директора института и заведующего кафедрой психологии. Нельзя не вспомнить другой эпизод, о котором упоминает ученик В.С. Филатова – известный ярославский психолог В.В. Новиков: «С.Л. Рубинштейн попал в немилость за прозападническую линию, и его сектор в Институте философии АН СССР был разогнан. В.С. Филатов взял аспирантов своего учителя в Ярославский пединститут, где они благополучно учились и работали по 2–3 года. Всю оставшуюся жизнь эти аспиранты, евреи по национальности, с огромной благодарностью вспоминали директора института. Среди них потом оказалось несколько выдающихся психологов» [24, с. 310– 311].

В октябре 1954 г. В.С. Филатов отправляется в длительную (по август 1956 г.) командировку в Китай, где работает советником Министерства просвещения КНР по высшему образованию, оказывая помощь не только в развитии педагогических вузов Китая, но и, что особенно важно подчеркнуть, по развертыванию научно-исследовательской работы и подготовке научно-педагогических кадров.

За два года в Китае В. С. Филатов проделал значительную работу по передаче советского опыта и оказал активную практическую помощь в перестройке учебно-организационной и учебно-методической работы педвузов КНР. В.С. Филатов писал в «Учительской газете» в 1956 г.: «До образования Китайской народной республики в стране не было специальных высших учебных заведений. Подготовка учителей проводилась на гуманитарных факультетах университетов и в различного рода религиозных институтах, при этом в совершенно незначительных масштабах (число обучавшихся не превышало 12 тыс.). К началу 1956 г. в 42 педагогических и учительских институтах нового Китая обучалось уже около 65 тысяч человек, а в 632 педагогических училищах – 370 тыс. В 1956 г. вновь открыто 13 педагогических высших учебных заведений (главным образом учительских институтов) и принято более 60.000 студентов, то есть количество учащихся в педагогических вузах только за один год увеличилось почти в два раза. В ближайшей пятилетке (1957–1962 гг.) число студентов в педагогических и учительских институтах вырастет в три раза, а в педучилищах в два раза» [31, c. 3].

В целях изучения состояния и перспектив дальнейшего развития высшего педагогического образования, а также оказания консультативной непосредственной помощи на местах В.С. Филатов принял активное участие в инспектировании 19 педагогических и учительских институтов. Им была оказана большая помощь министерству просвещения в решении вопроса об упорядочении существующей сети педвузов (по факультетам и специальностям), перспективном планировании, в развертывании научно-исследовательской работы и подготовке научно-педагогических кадров для китайских педвузов. В.С. Филатов принял деятельное участие в подготовке и проведении четырех Всекитайских конференций и совещаний по вопросам культуры и просвещения, на которых выступил с докладами о задачах и путях улучшения дела высшего педагогического образования [1, л. 88].

За время работы в Министерстве просвещения КНР Филатов сделал большое количество докладов для работников аппарата главного управления высшего и среднего педагогического образования, для руководящего состава и профессорско-преподавательских коллективов педвузов по вопросам учебно-методической и научно-исследовательской работы, прочитал ряд лекций по актуальным проблемам философии и психологии. Часть этих материалов опубликована в трех изданиях на китайском языке. Проводил совещания с советскими специалистами, работающими в КНР [1, л. 88].

Не подлежит сомнению, что В.С. Филатов много сделал для развития высшей школы и науки в Китайской Народной Республике. Также несомненно, что сам В.С. Филатов, планируя и организуя учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по психологии, философии и педагогике, приобрел бесценный опыт, который успешно использовал при создании ярославской психологической школы.

По возвращении из Китая в августе 1956 г. В.С. Филатов снова назначается директором Ярославского государственного педагогического института и профессором кафедры психологии и педагогики (после отъезда Филатова в Китай кафедра психологии была снова соединена с кафедрой педагогики). Создается впечатление, что тогда в провинциальном вузе кафедра создавалась исключительно «под человека». В ноябре 1959 г. кафедра психологии становится самостоятельной и в этом качестве существует до настоящего дня.

С 1956 г. начинается целенаправленная работа В.С. Филатова по созданию ярославской школы. Есть основания считать, что ярославская школа именно создавалась ее руководителем, это не был стихийный процесс. Г.А. Мурашев отмечает: «Василий Степанович был талантливым организатором. Как уже отмечалось, с его именем связано создание стабильной современной кафедры психологии пединститута. До него непродолжительные периоды самостоятельного ее существования были связаны с приезжими психологами, работавшими по совместительству. И хотя среди них были серьезные ученые, в истории ярославской психологии их след несравним с филатовским в силу загруженности этих преподавателей по основному месту работы и эпизодичности пребывания в Ярославле» [23, с. 34].

По инициативе В.С. Филатова при кафедре открывается аспирантура (1949 г.). По свидетельству Г.А. Мурашова (статья написана в начале 1990-х), «за эти годы через нее прошло более 50 человек. Подавляющее большинство выпускников защитили кандидатские диссертации, а многие потом стали докторами наук и профессорами, заведующими кафедрами, деканами факультетов, ректорами вузов. С 1967 по 1974 г. Ученому совету института было дано право принимать защиту кандидатских диссертаций по психологии. Через этот совет прошли двести аспирантов и соискателей ряда вузов страны» [23, c. 34–35]. Тот же Г.А. Мурашов отмечает, что на кафедре у Филатова смена поколений происходит «в оптимальном варианте»: «С середины 50-х годов постепенно один за другим уходят психологи поколения, пережившего годы революции и гражданской войны, коллективизации и репрессий 30-х годов, бесконечно тянувшиеся годы Отечественной войны, варварское вмешательство в психологическую науку. Первой из послевоенного поколения психологов на кафедре появилась в 1958 г. М. М. Рыбакова. За ней пришли: в 1963 г. – В. В. Карпов, в 1964 г. – Г. А. Мурашов, в 1965 – А. В. Филиппов, в 1966 г. – Н. П. Ерастов, в 1967 г. – В. В. Новиков, в 1968 г. – В. Д. Шадриков, в 1969 г. – Ю. К. Корнилов» [23, c. 35–36].

В 1964 г. в Ярославле создается головная для Министерства просвещения РСФСР лаборатория психологии труда, трудового обучения и воспитания. «Первым заведующим лабораторией стал А. В. Филиппов. Открытие же ее было подготовлено исследованиями В.В. Карпова по сигнальному программированию. Избранное им направление работы в области психологии труда и инженерной психологии, создание необходимой экспериментальной базы, поначалу очень скромной, послужило основой для исследований, проведенных позднее на кафедре ее многочисленными сотрудниками и аспирантами» [23, c. 36].

Не останавливаясь подробно, обратим внимание на происходящие на кафедре изменения:

  • приток молодых и энергичных сотрудников;
  • успешная работа аспирантуры;
  • открытие диссертационного совета;
  • активная издательская деятельность, издание сборников научных трудов;
  • активные контакты с другими вузами и участие в научных конференциях.

«Кафедра становится межвузовским центром психологии и приобретает заслуженный авторитет в этой области... Начиная с 1963 г. каждые последующие два-три года здесь состоялись межвузовские, а по существу Всесоюзные и даже международные конференции по проблемам психологии труда, трудового обучения и воспитания. Раз от разу эти конференции становились все более представительными и популярными. В них принимали участие многие ведущие психологи страны: Б.Ф. Ломов, Н.Ф. Добрынин, К.К. Платонов, Е.А. Климов, Д.А. Ошанин, Е.И. Игнатьев, Н.Ф. Талызина, А.В. Петровский, Е.В. Шорохова и мн. другие ученые, психологи из Венгрии и Чехословакии» [23, c. 37].

Как очевидец и участник событий пишет об этом Г.А. Мурашов: «Запомнилась атмосфера всеобщей увлеченности делом. Уже в 7–8 часов утра начинались работы в лабораториях и мастерских кафедры, продолжавшиеся до позднего вечера. Создавались экспериментальные стенды и приборы, шел постоянный приток новых аспирантов, ежегодно защищались диссертации. Бесспорными лидерами в организации хоздоговорных исследований были А.В. Филиппов и В.Д. Шадриков. За ними тянулись другие молодые сотрудники» [23, c. 37].

В 1970 г. начинается новый этап. «В 1968 году уезжает в Москву А. В. Филиппов. В 1970 В.С. Филатов, В.В. Новиков, М.М. Князев и В.Д. Шадриков переходят в создаваемый Ярославский государственный университет (и по существу являются основателями нового факультета психологии). В 1971 к ним присоединяется Ю.К. Корнилов, в 1974 – Н.П. Ерастов» [23, c. 38].

Первоначально базу составлял антропологический подход, основы которого были заложены еще К. Д. Ушинским, применительно к деятельности учителя и задачам его подготовки (1948, 1965, 1968). В том же сборнике имеется статья старейшего доцента кафедры И. М. Цветкова (работал на кафедре с 1930 г.), посвященная воспитанию трудолюбия у детей (по Ушинскому) [32]. Фактически все преподаватели кафедры имели публикации по психологическим взглядам Ушинского на изучаемый тем или иным автором предмет (В. С. Филатов, И. М. Цветков, В. В. Карпов, Н. П. Воронин, Ю. П. Вавилов, Н. П. Ерастов, Г. А. Мурашев, А. Г. Поддубный и др.), поэтому первоначальной платформой была практико-ориентированная методология и психология Ушинского. Последующий анализ показал, что Ушинского можно считать создателем практико-ориентированной психологии [7, 8].

Сочетание научности и практической ориентированности действительно стало «визитной карточкой» ярославской школы 2 . В этом отношении прав А. В. Карпов, отмечая, что В. С. Филатов вначале возражал против того, чтобы кафедра занималась и вопросами психологии труда, поскольку изначально практическая ориентированность шла от К. Д. Ушинского. И конечно, как мудрый человек В. С. Филатов очень скоро оценил перспективы возрождающейся в стране после разгрома в тридцатые годы психологии труда и «пробил» организацию лаборатории по этой проблематике.

Вопрос о том, что считать критериями возникновения школы, несомненно, важен. В другом месте мы обязательно вернемся к такому обсуждению. Безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать контекст возникновения той или иной научной школы.

Здесь, вероятно, достаточно сформулировать следующие соображения.

В первую очередь на роль критериев могут претендовать какие-то из нижеприведенных:

  • общая для школы исследовательская проблематика,
  • пространственно-временное единство,
  • принципы, характеризующие исследовательский подход в данной школе,
  • наличие разных поколений ученых в школе,
  • организационные условия – наличие кафедры или лаборатории, института,
  • открытие аспирантуры и решение проблемы воспроизводства научных и преподавательских кадров,
  • проведение научных конференций,
  • издательская деятельность, отражающая продукцию школы,
  • признание достижений школы коллегами и научным сообществом.

И нельзя не сказать о В. С. Филатове как человеке. Предоставим слово В. В. Новикову, ученику В. С. Филатова, известному ярославскому психологу (статья 1970 г.): «Я думаю, что самой главной и самой лучшей чертой его личности является доброта. Он добр той добротой, которая сочетается с такой же большой требовательностью. И еще, что не менее важно для характеристики нашего профессора, – он очень верит в людей, а потом во всем доверяет им. И эти доброта, требовательность и доверие буквально окрыляют всех, кто с ним работает, кто так или иначе с ним общается.

Вот уже шесть лет я являюсь членом кафедры психологии, которой руководит профессор Василий Степанович Филатов. На моих глазах произошло чудо, за это время кафедра получила известность во всем Советском Союзе, семь учеников Василия Степановича стали кандидатами наук и столько же подготовили кандидатские, а один и докторскую диссертации. Этот успех удивляет буквально всех, и все, кто знакомится с этим, спрашивают: как это произошло?! Что делает В. С. Филатов, чтобы так быстро и так хорошо готовить научные кадры, чтобы так продуктивно работала кафедра?

Я думаю, секрета тут никакого нет. Те три качества личности Василия Степановича, которые я называл, в сочетании с большими знаниями и большой работоспособностью и обеспечивают ему успех. Будучи психологом, Василий Степанович хорошо понимает, что не может быть двух одинаковых людей и не надо ни в коем случае их подравнивать. Поэтому на нашей кафедре все так не похожи друг на друга, и потому на ней такое взаимопонимание, такая согласованность, такая взаимопомощь и такая взаимная требовательность.

Василий Степанович Филатов многое сделал для института, для подготовки высококвалифицированных учителей и преподавателей, для развития той науки, которой он посвятил свою жизнь. Орден Ленина на его груди – яркое признание заслуг этого человека. Но я хорошо знаю, что Василий Степанович, несмотря на свои немолодые уже годы, еще не сказал своего последнего слова» [25, c. 1].

В 1970 году создается Ярославский государственный университет. Василий Степанович Филатов вместе с группой своих учеников (В.Д. Шадриков, Ю.К. Корнилов, В.В. Новиков, В.Ф. Шевчук, М.М. Князев) переходит в новый вуз и в короткий срок создается отделение психологии, а затем и факультет психологии. В эти годы В.С.Филатов был единственным профессором-психологом и его авторитет способствовал становлению факультета. Оценивая вклад В.С.Филатова в создание нового центра психологической науки и образования, необходимо признать, что он был чрезвычайно велик.

Василий Степанович умер в 1974 г.

Области научных исследований

  • Социальная психология
  • Педагогическая психология
  • Психология труда

Библиография работ

  • Работы:
    1. Филатов В.С. Социально-психологический и структурный анализ речи (опыт экспериментального исследования). 1931.
    2. Филатов В.С. Основоположники марксизма-ленинизма о социальном развитии личности // Труды Ставропольского пединститута, 1933.
    3. Александров Н.М., Филатов В.С. Психология (конспект лекций для студентов). 1933.
    4. Филатов В.С. Социальное развитие личности в свете задач коммунистического воспитания // Ученые записки Калининского пединститута. Калинин, 1935.
    5. Филатов В.С. Речь школьника: Психологические особенности письменной и устной речи школьника IV класса. Калинин, 1940. 140 с. (Ученые записки Калининского государственного педагогического института им. М.И. Калинина. Т. Х, вып. I).
    6. Филатов В.С. Учение К.Д. Ушинского о воле и ее воспитании // Ученые записки Ярославского пединститута. 1948.
    7. Филатов В.С. Социализм и личность // Учительская газета. 1952.
    8. Филатов В.С. Учение о характере и его формировании в условиях социалистического общества: автореф. дис. … д. филос. наук. М.: Институт философии АН СССР, 1952. 33 с.
    9. Филатов В.С. В.И. Ленин о коммунистическом воспитании // Учительская газета. 1953.
    10. Филатов В.С. Психология характера в свете павловского учения о высшей нервной деятельности // Учение И.П. Павлова и философские вопросы психологии. М.: Институт философии АН СССР, 1953.
    11. Филатов В.С. Характер и закономерности его формирования. 1954.
    12. Филатов В.С. Сборник лекций и докладов по вопросам философии и психологии. Изд-во Пекинского пединститута КНР, 1955. (на китайском языке)
    13. Филатов В.С. Сборник лекций и докладов по вопросам научно-исследовательской и учебно-организационной работы. Изд-во Министерства просвещения КНР, 1956. (на китайском языке)
    14. Филатов В.С. Китайская школа на новых путях // Учительская газета. № 26. 1956.
    15. Филатов В.С. Об условиях формирования психологии человека коммунистического общества // Ученые записки Ярославского пединститута. 1957.
    16. Филатов В.С. О воспитании учителя // Сборник Всероссийского Совещания актива по народному образованию. 1959.
    17. Филатов В.С. О формировании коммунистических черт характера в производственном коллективе (из опыта работы комсомольско-молодежных бригад коммунистического труда). Институт философии АН СССР. 1960.
    18. Филатов В.С. О влиянии труда на формирование характера человека. М.: Профтехиздат, 1960. 45 с.
    19. Филатов В.С. Формирование личности в труде. Ярославль, 1962. 78 с.
    20. Филатов В.С. Человек и труд // Психология труда. ЯГПИ, 1962.
    21. Добрынин Н.Ф., Селиванов В.И., Филатов В.С. Программа по психологии для педагогических институтов. М.: Учпедгиз, 1965.
    22. Филатов В.С. К вопросу о социальной психологии // 2-й съезд психологов. 1965.
    23. Филатов В.С. Проблема свободного времени и направленность интересов студентов педвузов – будущих учителей // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы II Ярославской межвузовской научной конференции. 20-23 октября 1964 г. / Редколлегия: В.С. Филатов (отв. ред.) и др. Ярославль, 1965. С. 83-90.
    24. Филатов В.С. Ребенок открывает мир: Из дневника психологических наблюдений. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1966. 183 с.
    25. Филатов В.С. О международном форуме психологов (18-й международный конгресс). 1966.
    26. Филатов В.С. Проблемы психологии труда // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы III межвузовской конференции. Вып. 1 / Отв. ред. д-р филос. наук, проф. В.С. Филатов. Ярославль, 1966. С. 3-9.
    27. Филатов В.С. Личность и ее направленность // Учебник психологии для заочников педвузов. 1967.
    28. Добрынин Н.Ф., Селиванов В.И., Филатов В.С. Программа по психологии для педагогических институтов. М.: Учпедгиз, 1967.
    29. Новиков В.В., Филатов В.С. О причинах второгодничества в свете социально-психологического исследования // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы III межвузовской конференции. Вып. 2. / Отв. ред. д-р филос. наук, проф. В.С. Филатов. Ярославль, 1967. С. 102-111.
    30. Филатов В.С. Предисловие // Проблемы воспитания старшеклассников. Вып. 1. Ярославль. 1968.
    31. Филатов В.С. В.И. Ленин о психологии как науке и ее роли в классовой борьбе // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы IV межвузовской конференции / Отв. ред. д-р филос. наук, проф. В.С. Филатов. Ярославль, 1969. С. 117-120.
    32. Филатов В.С. Изучение идеалов и интересов учащейся молодежи // Проблемы профориентации и профконсультации в школе. 1969.
    33. Филатов В.С. Научную организацию труда – «в основу нашей работы» // Некоторые вопросы научной организации труда в педагогическом институте. 1969.
    34. Филатов В.С. О психологии студенческого возраста // Некоторые вопросы научной организации труда в педагогическом институте. 1969.
    35. Новиков В.В., Филатов В.С. Проблема создания благоприятного психологического климата на производственном предприятии // Материалы к межвузовскому конгрессу социологов в Болгарии. 1970.
    36. Филатов В.С. Основные задачи профориентационной работы в средней школе // Проблемы воспитания старшеклассников. Вып. 2. 1970.
    37. Филатов В.С. Ленин и становление научной психологии // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы V межвузовской конференции / Отв. ред. д-р филос. наук, проф. В.С. Филатов. Ярославль, 1971. С. 7-8.
    38. Новиков В.В., Филатов В.С. О социальной психологии. М.: Институт психологии АН СССР. 1970
  • Сборники материалов под ред. В.С. Филатова:
    1. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы II Ярославской межвузовской научной конференции. 20-23 октября 1964 г. / Редколлегия: В.С. Филатов (отв. ред.) и др. Ярославль, 1965. 231 с.
    2. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы III межвузовской конференции / Отв. ред. д-р филос. наук., проф. В.С. Филатов. Ярославль, 1966. Вып. 1. 177 с.
    3. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы III межвузовской конференции / Отв. ред. д-р филос. наук., проф. В.С. Филатов. Ярославль, 1967. Вып. 2. 237 с.
    4. Проблемы мышления / Ред. коллегия: проф. В.С. Филатов (отв. ред.) и др. Ярославль, 1968. 172 с.
    5. Некоторые вопросы научной организации труда в педагогическом институте / Ред. коллегия: проф. В.С. Филатов (отв. ред.). Ярославль, 1969. 277 с.
    6. Вопросы психологии и педагогики труда, трудового обучения и воспитания: Материалы IV межвузовской конференции / Ред. коллегия: проф. В.С. Филатов (отв. ред.) и др. Ярославль, 1969. 293 с.
    7. Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Материалы V научной конференции / Ред. коллегия: проф. В.С. Филатов (отв. ред). Ярославль, 1971. 234 с.
    8. Психологические проблемы профессионального обучения / Под .ред. В.С. Филатова, В.Д. Шадрикова. Ярославль, 1972. 113 с.
    9. Проблемы индустриальной психологии / Редкол. В.С. Филатов и др. Ярославль, 1972. 210 с.

Филатов В.С. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Филатов Василий Степанович

Литература

  1. Архив ЯГПУ. Личное дело № 1291-П. Л. 12.
  2. Журавлев А.Л. Роль В.М. Бехтерева в становлении отечественной социальной психологии // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи», 30 июня – 03 июля 2009 г. / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой, Ю. Н. Олейника. М. : Изд-во ИП РАН, 2009. С. 39–46.
  3. Ермаков А.М. Ректоры ЯГПУ (1908–2013). Ярославль: ЯГПУ, 2013. 128 с.
  4. Ермаков А.М. Разгром преподавательских кадров Ярославского пединститута в начале 1930-х гг. и его последствия // Ярославский педагогический вестник. 2001. № 3–4 (28–29). С. 135–143.
  5. Карпов А.В. Становление школы (вместо предисловия) // Общая и прикладная психология: Хрестоматия. М.-Ярославль : РПО, 2001. С. 3–14.
  6. Карпова Т.В., Карпов В.В. Великий русский педагог-демократ К. Д. Ушинский. Ярославль : Верхне-Волжское издательство, 1975. 135 с.
  7. Мазилов В.А. Разработка практической психологии: непонятый и неоцененный проект К. Д. Ушинского // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 3. С. 191–199.
  8. Мазилов В.А. К.Д. Ушинский как создатель парадигмы практической психологии: непонятый проект // Образовательная панорама. Ярославская область: пространство образовательных возможностей: Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 48–60.
  9. Мазилов В.А. Методология современной отечественной психологии //Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 3. С. 9–24.
  10. Мазилов В.А. Становление метода психологии: страницы истории (метод интроспекции) // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 61–85.
  11. Мазилов В.А. Методология психологической науки: проблемы и перспективы // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4. № 2. С. 3–21.
  12. Мазилов В.А. О предмете психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 1. С. 55–72.
  13. Мазилов В.А Научная психология: проблема объяснения // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. № 1. С. 58–73.
  14. Мазилов В.А М.С. Роговин и методологические проблемы психологии // Проблемы психологии и эргономики. 2000. № 3. С. 36–39.
  15. Мазилов В.А Слово о Михаиле Семеновиче Роговине // Ярославский психологический вестник. Вып. 17. М.; Ярославль : Изд-во Российское психологическое общество, 2006. С. 146–151.
  16. Мазилов В.А. М.С. Роговин – философ психологии // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 32–36.
  17. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Психология деятельности: итоги и перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 2. № 1. С. 150–155.
  18. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. В.Д. Шадриков: исследование психологии деятельности человека // Ярославский психологический вестник. Вып. 31. М. ; Ярославль, 2014. С. 59–68.
  19. Мазилов В.А. Хранитель традиций (Слово о М. М. Рыбаковой) // Ярославский психологический вестник. Вып. 7. М.Ярославль : РПО, ЯрГУ, 2002. С. 98–99.
  20. Мазилов В.А. Николай Павлович Ерастов, профессор психологии (Слово об учителе) // Ярославский педагогический вестник. 2000. № 1. С. 194–201.
  21. Мазилов В.А. Н.П. Ерастов, профессор психологии // Научно-исследовательские материалы по истории российской психологии. Т. 2. Ярославль-Тверь, 1999. С. 102–112.
  22. Мазилов В.А. Homo succedant: несколько штрихов к портрету В. Д. Шадрикова // В.Д. Шадриков. Фундаментальный ученый. Талантливый руководитель. Творец эпохи. Кострома: КГУ, 2014. С. 14–26.
  23. Мурашев Г.А. Из истории Ярославской психологии // Психологический пульс Ярославля / под ред. В. В. Новикова. М.; Ярославль : МАПН, 1998. С. 21–47.
  24. Новиков В.В. Мой главный учитель (Василий Степанович Филатов) // Социальная психология и экономика: избранные произведения в 12-ти томах. Т. 12. Ярославль : МАПН, 2005. С. 305–311.
  25. Новиков В.В. Кавалер ордена Ленина // «За педагогические кадры». 22.04.1970 г. С. 1.
  26. Профессора ЯГПУ (1908–2008): Биографические очерки / составитель А. В. Еремин. Ярославль : ЯГПУ, 2008. 220 с.
  27. Ульянкина Т.И. «Дикая историческая полоса...». Судьбы российской научной эмиграции в Европе (1940–1950). [Науч. ред. И. Н. Толстой, предисл. проф. Е. Л. Магеровского]. М. : РОССПЭН, 2010.
  28. Филатов В.С. Учение Ушинского о воле и ее воспитании // Ученые записки. Педагогика и психология. Ярославль : ЯГПИ, 1948. Вып. 13(23). С. 75–101.
  29. Филатов В.С. Китайская школа на новых путях // Учительская газета. 29.09.1956. С. 3.
  30. Цветков И.М. Воспитание трудолюбия у детей (по Ушинскому) // Ученые записки. Педагогика и психология. Ярославль : ЯГПИ, 1948. Вып. 13(23). С. 105–129.

Ссылки

[[Категория:]]

[[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]] [[Категория:]]