Челпанов Георгий Иванович

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович (1862- 1936) — русский философ, психолог, педа­ гог, специалист в области теории и методо­ логии философии и психологии. Профессор (с 1897).

Биография

Получил образование на историко- филологическом фак-те Новороссийского ун-та (сейчас - Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова) в Одессе (1882-1887). С 1891 г. - приват-доцент кафедры истории филосо­ фии Московского ун-та, с 1892 г. — Киевс­ кого ун-та (сейчас - Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко), где в 1897 г. получил звание про­ фессора психологии и философии и орга­ низовал психологическую лабораторию (1897—1906). В 1907 г. был приглашен в Московский ун-т в качестве профессора, где также создал психологическую лабора­ торию. В 1910—11 гг. посетил Германию и США для ознакомления с работой психоло­ гических институтов и лабораторий. В 1912 г. основал при Московском ун-те первый в России Московский психологический ин- т Л.Г. Щукиной (сейчас - Психологический институт РАО) (официально открыт в 1914 г. при финансовой поддержке СИ. Щуки­ на). Был его директором до 1923 г.

Научный вклад

Под ру­ ководством Ч. прошли подготовку многие известные российские психологи. Активно работал в Московском психологическом обществе, принимал участие в различных научных съездах по психологии и педагоги­ ке. Издавал учебники и учебные пособия («Психология. Лекции», М., 1892; «Курс лекций по логике», К., 1901; «Психология», ч. 1-2, М., 1909; «Учебник психологии», М,- Пг., 1919). Основные направления научных исследований Ч. касались важнейших про­ блем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психики, о соотно­ шении души и тела, биологического и со­ циального в формировании человека. Под­ черкивал односторонность только матери­ алистического подхода к исследованию психики, пытался философски обосновать психологию с помощью концепции психо­ физического параллелизма. С этих пози­ ций рассматривал предмет и методы пси­ хологии, интерпретировал результаты экс­ периментальных исследований. В своих лабораториях проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Опираясь на эм­ пирическую интроспективную психоло­ гию, разработал ряд методов лабораторно­ го психологического исследования. Считал, вслед за В. Вундтом, что смысл эксперимен­ та — сделать самонаблюдение максимально точным («Проблемы восприятия простран­ ства в связи с учением об априорности и врожденности» ч. 1-2, Киев, 1896—1904; «Введение в экспериментальную психоло­ гию», М., 1915, 1924). Большое внимание уделял взаимоотношениям психологии и педагогики. Считал, что психологические знания необходимы учительству, но в то же время предостерегал от чрезмерно широко­ го использования экспериментальных пси­ хологических методов в педагогической практике. Подчеркивал важное значение для педагогики философской этики, обо­ сновывающей педагогические цели, тогда как психология указывает на средства их до­ стижения. Участвовал в анализе проекта ре­ формы школы («Демократизация школы», 1918), подвергнув его критике. Считал сред­ нее образование основой культуры народа и потому резко отрицательно относился к снижению его уровня. В 1923 г. был отстра­ нен с поста директора Психологического института и лишен возможности продол­ жать научную деятельность. Тем не менее осуществил еще ряд публикаций, в которых критиковал вульгарно-материалистические тенденции в психологии. Считал, что марк­ сизм может быть распространен только на область социальной психологии, но не на об­ щую психологию, которая, по его мнению, должна была быть свободна от всякой фило­ софии («Спорные вопросы психологии», 1926)

Библиография работ

Автор трудов: «История основных вопросов этики», К., 1897; «Мозг и душа», СПб., 1900,1918; «Биологическая точка зре­ ния в психологии», М., 1909; «Задачи совре­ менной психологии» // Вопросы философии и психологии, 1909, вып. 99; «Психология и школа», М., 1912; «Психология и марксизм», М., 1924; «Объективная психология в России и Америке», М., 1925; «Психология или реф­ лексология? Спорные вопросы психологии», М., 1926; «Социальная психология и услов­ ные рефлексы», М.-Л., 1928 и др.

Челпанов Г.И. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Челпанов Георгий Иванович

Ссылки

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков. Челпанов Георгий Иванович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 518-519