Ярошевский Михаил Григорьевич — различия между версиями
(Новая страница: «== Персоналия == ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915—2001) — российский психолог, спе циалис…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== Персоналия == | == Персоналия == | ||
ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич | ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич | ||
− | (1915—2001) — российский психолог, | + | (1915—2001) — российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профессор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных |
− | + | наук (1996). Чл. Центрального совета Общества психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др. В 1997 (совместно с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г.И. Челпанова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы». | |
− | + | ||
− | + | ||
− | в области социальной психологии науки. | + | |
− | Д-р психологических наук (1962), | + | |
− | + | ||
− | Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. | + | |
− | Академии педагогических и социальных | + | |
− | наук (1996). Чл. Центрального совета | + | |
− | + | ||
− | журналов: «Вопросы психологии», | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | Правительства РФ за научно-практическую | + | |
− | разработку «Четырехуровневой системы | + | |
− | психологического образования в высших | + | |
− | учебных заведениях» и премии Г.И. | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | психологи Москвы». | + | |
== Биография == | == Биография == | ||
− | В 1937 г. Я. окончил | + | В 1937 г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С.Л. Рубинштейном. В 1938 г. был репрессирован в связи с |
− | фак-т русского языка и литературы ЛГПИ | + | делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941—1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г. Я. — аспирант кафедры психологии философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1945 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил канд. дис: «Учение А.А. Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. С 1955 г. — зав. кафедрой психологии Кулябского педагогического ин-та. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического ин-та и лабораторией эксперименталь |
− | и поступил в аспирантуру на кафедру | + | ной психологии Таджикского государственного ун-та. В 1962 г. защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: «Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века» (1961). В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность зав. сектором «Психологии научно-технического творчества» (по |
− | + | зднее преобразованный в сектор «Социальной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. - гл.н.с. ИИЕиТ РАН. | |
− | + | ||
− | делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и | + | |
− | благодаря содействию С.Л. Рубинштейна | + | |
− | был восстановлен в аспирантуре.( | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | Азии и ст. преподавателем кафедры языка | + | |
− | и литературы Ленинабадского | + | |
− | + | ||
− | Я. — аспирант кафедры психологии | + | |
− | + | ||
− | где в 1945 г. под руководством С.Л. | + | |
− | + | ||
− | Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 | + | |
− | гг. работал научным сотрудником сектора | + | |
− | психологии Института философии АН | + | |
− | СССР (Москва). С 1951 г. — ст. | + | |
− | + | ||
− | Ленинабадского педагогического ин-та. С | + | |
− | 1955 г. — зав. кафедрой психологии | + | |
− | + | ||
− | гг. заведовал организованной им кафедрой | + | |
− | психологии Душанбинского | + | |
− | + | ||
− | ной психологии Таджикского | + | |
− | + | ||
− | докт. дис. свою первую монографию: | + | |
− | + | ||
− | XIX века» (1961). В 1965-1968 гг. работал | + | |
− | с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН | + | |
− | СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | зднее преобразованный в сектор | + | |
− | + | ||
− | С 1989 по 1997 г. - гл.н.с. ИИЕиТ РАН. | + | |
== Научный вклад == | == Научный вклад == | ||
− | + | Основные труды Я. относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо | |
− | + | эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале кол- | |
− | + | лективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению — социальной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с | |
− | + | историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного создан | |
− | социальной и исторической психологии | + | ного Я. направления — исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку («Наука о поведении: русский путь», М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе. |
− | + | ||
− | + | ||
− | античности до наших дней, разработал | + | |
− | + | ||
− | деятельности, согласно которому, помимо | + | |
− | эмпирико-теоретического знания, | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | знание и определяющая логику развития | + | |
− | науки. В дальнейшем, отталкиваясь от | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | основанием и единицей анализа которой | + | |
− | выступает исследовательская программа. | + | |
− | Представление об исследовательской | + | |
− | + | ||
− | лективной деятельности ученых, | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | разработки программно-ролевого подхода к | + | |
− | исследованию научного коллектива, | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция | + | |
− | дальнейшей работы в этом направлении с | + | |
− | историко-научным подходом привела к | + | |
− | разработке системы понятий, | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | когнитивный стиль ученого и др.), которая | + | |
− | составляет основание еще одного создан | + | |
− | ного Я. направления — исторической | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | особой науки о поведении, возникшей в | + | |
− | России и развивавшейся самобытным | + | |
− | + | ||
− | мировую науку («Наука о поведении: | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | работ 3. Фрейда в России, сопроводил их | + | |
− | вступительными статьями, комментариями | + | |
− | и примечаниями. В последние годы | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
== Библиография работ == | == Библиография работ == | ||
− | Совместно с А.В. Петровским издал | + | Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; «История и теория психологии» / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; «Основы теоретической психологии» / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1998; «Психология» (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002,2001; «Теоретическая психология» / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петровским словарей — «Краткий психологический словарь», М., 1985, 1998; «Психология. Словарь», М., 1990. Автор монографий: «История психологии» (1966, 1976, 1985); «Психология в XX столетии» (1971, 1974); «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (1974, в соавт.); «Сеченов и мировая психологическая мысль» (1981); «Репрессированная наука» (1990, 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой психологии» (1993); «Историческая психология науки» (1995); «История психологии от античности до середины XX столетия» (1996); «100 выдающихся психологов мира» (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь. |
− | серию монографий и учебных пособий, где | + | |
− | подробно представил теоретическое и | + | |
− | + | ||
− | науки: категории образа, действия, мотива, | + | |
− | отношения, переживания; принципы | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | деятельность, анализировал | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | + | ||
− | 1994; «История и теория психологии» / в | + | |
− | + | ||
− | «Основы теоретической психологии» / в | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | Петровским, 1998,1999, 2002,2001; | + | |
− | + | ||
− | Я. также автор и соредактор с А.В. | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | Словарь», М., 1990. Автор монографий: | + | |
− | «История психологии» (1966, 1976, 1985); | + | |
− | «Психология в XX столетии» (1971, 1974); | + | |
− | «Развитие и современное состояние | + | |
− | + | ||
− | + | ||
− | (1981); «Репрессированная наука» (1990, | + | |
− | 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой | + | |
− | психологии» (1993); «Историческая | + | |
− | + | ||
− | от античности до середины XX столетия» | + | |
− | (1996); «100 выдающихся психологов мира» | + | |
− | (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по | + | |
− | + | ||
− | где закончил свой жизненный путь. | + | |
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
А.В. Юревич, В. В. Умрихин. Ярошевский Михаил Григорьевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 566-567 | А.В. Юревич, В. В. Умрихин. Ярошевский Михаил Григорьевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 566-567 | ||
[[Категория:Психологи России]] | [[Категория:Психологи России]] | ||
+ | [[Категория:Психологи СССР]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Родившиеся в 1915 году]] | [[Категория:Родившиеся в 1915 году]] | ||
[[Категория:Умершие в 2001]] | [[Категория:Умершие в 2001]] |
Текущая версия на 06:27, 11 июня 2017
Персоналия
ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915—2001) — российский психолог, специалист в области теории и истории психологии, социальной психологии и психологии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профессор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных наук (1996). Чл. Центрального совета Общества психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др. В 1997 (совместно с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г.И. Челпанова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцовым) за авторский вклад и редакцию юбилейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы».
Биография
В 1937 г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру психологии, возглавляемую С.Л. Рубинштейном. В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реабилитирован только в мае 1991 г.). В 1941—1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогического ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г. Я. — аспирант кафедры психологии философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1945 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил канд. дис: «Учение А.А. Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. С 1955 г. — зав. кафедрой психологии Кулябского педагогического ин-та. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогического ин-та и лабораторией эксперименталь ной психологии Таджикского государственного ун-та. В 1962 г. защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: «Проблема детерминизма в психофизиологии XIX века» (1961). В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и занимает должность зав. сектором «Психологии научно-технического творчества» (по зднее преобразованный в сектор «Социальной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. - гл.н.с. ИИЕиТ РАН.
Научный вклад
Основные труды Я. относятся к области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии науки, науковедения. Исследуя закономерности развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщенных конкретно-научных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от этого подхода, Я. выдвинул концепцию научной деятельности (рассматриваемой в неразрывном единстве ее предметно-логического, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале кол- лективной деятельности ученых, реализуемой путем распределения научных функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, давшему начало новому направлению — социальной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрывающей психологическую специфику научного творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного создан ного Я. направления — исторической психологии науки. Исследования в этом направлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным путем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку («Наука о поведении: русский путь», М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полувекового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы большое внимание уделял теоретической психологии, рассматривая ее в историческом ракурсе.
Библиография работ
Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и категориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы детерминации и системности и развития. Рассматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизическую, психофизиологическую и психогностическую проблемы. Считал категориальную систему ядром теоретической психологии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; «История и теория психологии» / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; «Основы теоретической психологии» / в соавт. с А.В. Петровским, М., 1998; «Психология» (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002,2001; «Теоретическая психология» / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петровским словарей — «Краткий психологический словарь», М., 1985, 1998; «Психология. Словарь», М., 1990. Автор монографий: «История психологии» (1966, 1976, 1985); «Психология в XX столетии» (1971, 1974); «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (1974, в соавт.); «Сеченов и мировая психологическая мысль» (1981); «Репрессированная наука» (1990, 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой психологии» (1993); «Историческая психология науки» (1995); «История психологии от античности до середины XX столетия» (1996); «100 выдающихся психологов мира» (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоянию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.
Ссылки
А.В. Юревич, В. В. Умрихин. Ярошевский Михаил Григорьевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 566-567