Ярошевский Михаил Григорьевич — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== Персоналия == ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915—2001) — российский психолог, спе­ циалис…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
 
== Персоналия ==
 
== Персоналия ==
 
ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич
 
ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич
(1915—2001) — российский психолог, спе­
+
(1915—2001) — российский психолог, спе­циалист в области теории и истории пси­хологии, социальной психологии и психо­логии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профес­сор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных
циалист в области теории и истории пси­
+
наук (1996). Чл. Центрального совета Обще­ства психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психо­логический журнал» и др. В 1997 (совмест­но с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г.И. Челпанова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцо­вым) за авторский вклад и редакцию юби­лейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы».  
хологии, социальной психологии и психо­
+
логии науки. Основатель научной школы
+
в области социальной психологии науки.
+
Д-р психологических наук (1962), профес­
+
сор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл.
+
Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл.
+
Академии педагогических и социальных
+
наук (1996). Чл. Центрального совета Обще­
+
ства психологов СССР. Чл. редкол. ряда
+
журналов: «Вопросы психологии», «Психо­
+
логический журнал» и др. В 1997 (совмест­
+
но с А. В. Петровским) был удостоен премии
+
Правительства РФ за научно-практическую
+
разработку «Четырехуровневой системы
+
психологического образования в высших
+
учебных заведениях» и премии Г.И. Челпа-
+
нова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцо­
+
вым) за авторский вклад и редакцию юби­
+
лейного сборника трудов: «Выдающиеся
+
психологи Москвы».
+
 
== Биография ==
 
== Биография ==
В 1937 г. Я. окончил
+
В 1937 г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру пси­хологии, возглавляемую С.Л. Рубинштей­ном. В 1938 г. был репрессирован в связи с
фак-т русского языка и литературы ЛГПИ
+
делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реаби­литирован только в мае 1991 г.). В 1941—1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогичес­кого ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г. Я. — аспирант кафедры психологии фило­софского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1945 г. под руководством С.Л. Рубин­штейна защитил канд. дис: «Учение А.А. Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — ст. препо­даватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. С 1955 г. — зав. кафедрой психологии Кулябского педагогического ин-та. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогичес­кого ин-та и лабораторией эксперименталь­
и поступил в аспирантуру на кафедру пси­
+
ной психологии Таджикского государствен­ного ун-та. В 1962 г. защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: «Про­блема детерминизма в психофизиологии XIX века» (1961). В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и за­нимает должность зав. сектором «Психоло­гии научно-технического творчества» (по­
хологии, возглавляемую С.Л. Рубинштей­
+
зднее преобразованный в сектор «Социаль­ной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. - гл.н.с. ИИЕиТ РАН.
ном. В 1938 г. был репрессирован в связи с
+
делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и
+
благодаря содействию С.Л. Рубинштейна
+
был восстановлен в аспирантуре.(Реаби­
+
литирован только в мае 1991 г.). В 1941 —
+
1943 гг. работал учителем в школах Средней
+
Азии и ст. преподавателем кафедры языка
+
и литературы Ленинабадского педагогичес­
+
кого ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г.
+
Я. — аспирант кафедры психологии фило­
+
софского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова,
+
где в 1945 г. под руководством С.Л. Рубин­
+
штейна защитил канд. дис: «Учение А.А.
+
Потебни о языке и сознании». В 1945—1951
+
гг. работал научным сотрудником сектора
+
психологии Института философии АН
+
СССР (Москва). С 1951 г. — ст. препо­
+
даватель кафедры педагогики и психологии
+
Ленинабадского педагогического ин-та. С
+
1955 г. — зав. кафедрой психологии Куляб-
+
ского педагогического ин-та. В 1960—1965
+
гг. заведовал организованной им кафедрой
+
психологии Душанбинского педагогичес­
+
кого ин-та и лабораторией эксперименталь­
+
ной психологии Таджикского государствен­
+
ного ун-та. В 1962 г. защитил в качестве
+
докт. дис. свою первую монографию: «Про­
+
блема детерминизма в психофизиологии
+
XIX века» (1961). В 1965-1968 гг. работал
+
с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН
+
СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и за­
+
нимает должность зав. сектором «Психоло­
+
гии научно-технического творчества» (по­
+
зднее преобразованный в сектор «Социаль­
+
ной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР.
+
С 1989 по 1997 г. - гл.н.с. ИИЕиТ РАН.
+
 
== Научный вклад ==
 
== Научный вклад ==
Ос­
+
Ос­новные труды Я. относятся к области исто­рии и методологии психологии и наук о че­ловеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии на­уки, науковедения. Исследуя закономерно­сти развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал кон­цепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо
новные труды Я. относятся к области исто­
+
эмпирико-теоретического знания, выделя­ется категориальный строй науки как сис­тема предельно обобщенных конкретно-на­учных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от это­го подхода, Я. выдвинул концепцию науч­ной деятельности (рассматриваемой в не­разрывном единстве ее предметно-логичес­кого, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской про­грамме как консолидирующем начале кол-
рии и методологии психологии и наук о че­
+
лективной деятельности ученых, реализуе­мой путем распределения научных функ­ций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, дав­шему начало новому направлению — соци­альной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с
ловеке, психологии научного творчества,
+
историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрываю­щей психологическую специфику научно­го творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного создан­
социальной и исторической психологии на­
+
ного Я. направления — исторической психологии науки. Исследования в этом на­правлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным пу­тем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку («Наука о поведении: рус­ский путь», М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полу­векового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы боль­шое внимание уделял теоретической психо­логии, рассматривая ее в историческом ра­курсе.
уки, науковедения. Исследуя закономерно­
+
сти развития психологических знаний от
+
античности до наших дней, разработал кон­
+
цепцию категориального анализа научной
+
деятельности, согласно которому, помимо
+
эмпирико-теоретического знания, выделя­
+
ется категориальный строй науки как сис­
+
тема предельно обобщенных конкретно-на­
+
учных понятий, организующая научное
+
знание и определяющая логику развития
+
науки. В дальнейшем, отталкиваясь от это­
+
го подхода, Я. выдвинул концепцию науч­
+
ной деятельности (рассматриваемой в не­
+
разрывном единстве ее предметно-логичес­
+
кого, социального и личностного аспектов),
+
основанием и единицей анализа которой
+
выступает исследовательская программа.
+
Представление об исследовательской про­
+
грамме как консолидирующем начале кол-
+
лективной деятельности ученых, реализуе­
+
мой путем распределения научных функ­
+
ций (ролей), послужило основанием для
+
разработки программно-ролевого подхода к
+
исследованию научного коллектива, дав­
+
шему начало новому направлению — соци­
+
альной психологии науки («Психология
+
науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция
+
дальнейшей работы в этом направлении с
+
историко-научным подходом привела к
+
разработке системы понятий, раскрываю­
+
щей психологическую специфику научно­
+
го творчества (надсознательное, оппонен-
+
тный круг, категориальная апперцепция,
+
когнитивный стиль ученого и др.), которая
+
составляет основание еще одного создан­
+
ного Я. направления — исторической пси­
+
хологии науки. Исследования в этом на­
+
правлении позволили выявить специфику
+
особой науки о поведении, возникшей в
+
России и развивавшейся самобытным пу­
+
тем, определившим ее уникальный вклад в
+
мировую науку («Наука о поведении: рус­
+
ский путь», М., 1996). Помимо работ в ука­
+
занных направлениях впервые, после полу­
+
векового перерыва, Я. инициировал и орга­
+
низовал в 1980—1990-х гг. публикации
+
работ 3. Фрейда в России, сопроводил их
+
вступительными статьями, комментариями
+
и примечаниями. В последние годы боль­
+
шое внимание уделял теоретической психо­
+
логии, рассматривая ее в историческом ра­
+
курсе.
+
 
== Библиография работ ==
 
== Библиография работ ==
Совместно с А.В. Петровским издал
+
Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и кате­гориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы де­терминации и системности и развития. Рас­сматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизичес­кую, психофизиологическую и психогнос­тическую проблемы. Считал категориаль­ную систему ядром теоретической психоло­гии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; «История и теория психологии» / в со­авт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; «Основы теоретической психологии» / в со­авт. с А.В. Петровским, М., 1998; «Психоло­гия» (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002,2001; «Теоре­тическая психология» / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петров­ским словарей — «Краткий психологичес­кий словарь», М., 1985, 1998; «Психология. Словарь», М., 1990. Автор монографий: «История психологии» (1966, 1976, 1985); «Психология в XX столетии» (1971, 1974); «Развитие и современное состояние зару­бежной психологии» (1974, в соавт.); «Сече­нов и мировая психологическая мысль» (1981); «Репрессированная наука» (1990, 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой психологии» (1993); «Историческая психо­логия науки» (1995); «История психологии от античности до середины XX столетия» (1996); «100 выдающихся психологов мира» (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоя­нию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.  
серию монографий и учебных пособий, где
+
подробно представил теоретическое и кате­
+
гориальное содержание психологической
+
науки: категории образа, действия, мотива,
+
отношения, переживания; принципы де­
+
терминации и системности и развития. Рас­
+
сматривал психологическое познание как
+
деятельность, анализировал психофизичес­
+
кую, психофизиологическую и психогнос­
+
тическую проблемы. Считал категориаль­
+
ную систему ядром теоретической психоло­
+
гии. («История психологии» / в соавт., М.,
+
1994; «История и теория психологии» / в со­
+
авт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.;
+
«Основы теоретической психологии» / в со­
+
авт. с А.В. Петровским, М., 1998; «Психоло­
+
гия» (учебник для вузов) / в соавт. с А.В.
+
Петровским, 1998,1999, 2002,2001; «Теоре­
+
тическая психология» / в соавт., М., 2000).
+
Я. также автор и соредактор с А.В. Петров­
+
ским словарей — «Краткий психологичес­
+
кий словарь», М., 1985, 1998; «Психология.
+
Словарь», М., 1990. Автор монографий:
+
«История психологии» (1966, 1976, 1985);
+
«Психология в XX столетии» (1971, 1974);
+
«Развитие и современное состояние зару­
+
бежной психологии» (1974, в соавт.); «Сече­
+
нов и мировая психологическая мысль»
+
(1981); «Репрессированная наука» (1990,
+
1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой
+
психологии» (1993); «Историческая психо­
+
логия науки» (1995); «История психологии
+
от античности до середины XX столетия»
+
(1996); «100 выдающихся психологов мира»
+
(1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоя­
+
нию здоровья вынужден был уехать в США,
+
где закончил свой жизненный путь.  
+
  
 
== Ссылки ==
 
== Ссылки ==
 
А.В. Юревич, В. В. Умрихин. Ярошевский Михаил Григорьевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 566-567
 
А.В. Юревич, В. В. Умрихин. Ярошевский Михаил Григорьевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 566-567
 
[[Категория:Психологи России]]
 
[[Категория:Психологи России]]
 +
[[Категория:Психологи СССР]]
 
  [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
  [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 
[[Категория:Родившиеся в 1915 году]]
 
[[Категория:Родившиеся в 1915 году]]
 
[[Категория:Умершие в 2001]]
 
[[Категория:Умершие в 2001]]

Текущая версия на 06:27, 11 июня 2017

Персоналия

ЯРОШЕВСКИЙ Михаил Григорьевич (1915—2001) — российский психолог, спе­циалист в области теории и истории пси­хологии, социальной психологии и психо­логии науки. Основатель научной школы в области социальной психологии науки. Д-р психологических наук (1962), профес­сор (1963). Поч. академик РАО (1993). Д. чл. Нью-Йоркской академии наук (1994). Д. чл. Академии педагогических и социальных наук (1996). Чл. Центрального совета Обще­ства психологов СССР. Чл. редкол. ряда журналов: «Вопросы психологии», «Психо­логический журнал» и др. В 1997 (совмест­но с А. В. Петровским) был удостоен премии Правительства РФ за научно-практическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях» и премии Г.И. Челпанова 1-й степени (совместно с В.В. Рубцо­вым) за авторский вклад и редакцию юби­лейного сборника трудов: «Выдающиеся психологи Москвы».

Биография

В 1937 г. Я. окончил фак-т русского языка и литературы ЛГПИ и поступил в аспирантуру на кафедру пси­хологии, возглавляемую С.Л. Рубинштей­ном. В 1938 г. был репрессирован в связи с делом Л. Н. Гумилева. В 1939 освобожден и благодаря содействию С.Л. Рубинштейна был восстановлен в аспирантуре.(Реаби­литирован только в мае 1991 г.). В 1941—1943 гг. работал учителем в школах Средней Азии и ст. преподавателем кафедры языка и литературы Ленинабадского педагогичес­кого ин-та (Таджикская ССР). С 1943 г. Я. — аспирант кафедры психологии фило­софского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова, где в 1945 г. под руководством С.Л. Рубин­штейна защитил канд. дис: «Учение А.А. Потебни о языке и сознании». В 1945—1951 гг. работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (Москва). С 1951 г. — ст. препо­даватель кафедры педагогики и психологии Ленинабадского педагогического ин-та. С 1955 г. — зав. кафедрой психологии Кулябского педагогического ин-та. В 1960—1965 гг. заведовал организованной им кафедрой психологии Душанбинского педагогичес­кого ин-та и лабораторией эксперименталь­ ной психологии Таджикского государствен­ного ун-та. В 1962 г. защитил в качестве докт. дис. свою первую монографию: «Про­блема детерминизма в психофизиологии XIX века» (1961). В 1965-1968 гг. работал с.н.с. Ленинградского филиала ИИЕиТ АН СССР. В 1968 г. переезжает в Москву и за­нимает должность зав. сектором «Психоло­гии научно-технического творчества» (по­ зднее преобразованный в сектор «Социаль­ной психологии науки») ИИЕиТ АН СССР. С 1989 по 1997 г. - гл.н.с. ИИЕиТ РАН.

Научный вклад

Ос­новные труды Я. относятся к области исто­рии и методологии психологии и наук о че­ловеке, психологии научного творчества, социальной и исторической психологии на­уки, науковедения. Исследуя закономерно­сти развития психологических знаний от античности до наших дней, разработал кон­цепцию категориального анализа научной деятельности, согласно которому, помимо эмпирико-теоретического знания, выделя­ется категориальный строй науки как сис­тема предельно обобщенных конкретно-на­учных понятий, организующая научное знание и определяющая логику развития науки. В дальнейшем, отталкиваясь от это­го подхода, Я. выдвинул концепцию науч­ной деятельности (рассматриваемой в не­разрывном единстве ее предметно-логичес­кого, социального и личностного аспектов), основанием и единицей анализа которой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской про­грамме как консолидирующем начале кол- лективной деятельности ученых, реализуе­мой путем распределения научных функ­ций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива, дав­шему начало новому направлению — соци­альной психологии науки («Психология науки» / в соавт., М., 1998.). Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-научным подходом привела к разработке системы понятий, раскрываю­щей психологическую специфику научно­го творчества (надсознательное, оппонентный круг, категориальная апперцепция, когнитивный стиль ученого и др.), которая составляет основание еще одного создан­ ного Я. направления — исторической психологии науки. Исследования в этом на­правлении позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России и развивавшейся самобытным пу­тем, определившим ее уникальный вклад в мировую науку («Наука о поведении: рус­ский путь», М., 1996). Помимо работ в указанных направлениях впервые, после полу­векового перерыва, Я. инициировал и организовал в 1980—1990-х гг. публикации работ 3. Фрейда в России, сопроводил их вступительными статьями, комментариями и примечаниями. В последние годы боль­шое внимание уделял теоретической психо­логии, рассматривая ее в историческом ра­курсе.

Библиография работ

Совместно с А.В. Петровским издал серию монографий и учебных пособий, где подробно представил теоретическое и кате­гориальное содержание психологической науки: категории образа, действия, мотива, отношения, переживания; принципы де­терминации и системности и развития. Рас­сматривал психологическое познание как деятельность, анализировал психофизичес­кую, психофизиологическую и психогнос­тическую проблемы. Считал категориаль­ную систему ядром теоретической психоло­гии. («История психологии» / в соавт., М., 1994; «История и теория психологии» / в со­авт. с А.В. Петровским, М., 1996, в 2-х тт.; «Основы теоретической психологии» / в со­авт. с А.В. Петровским, М., 1998; «Психоло­гия» (учебник для вузов) / в соавт. с А.В. Петровским, 1998,1999, 2002,2001; «Теоре­тическая психология» / в соавт., М., 2000). Я. также автор и соредактор с А.В. Петров­ским словарей — «Краткий психологичес­кий словарь», М., 1985, 1998; «Психология. Словарь», М., 1990. Автор монографий: «История психологии» (1966, 1976, 1985); «Психология в XX столетии» (1971, 1974); «Развитие и современное состояние зару­бежной психологии» (1974, в соавт.); «Сече­нов и мировая психологическая мысль» (1981); «Репрессированная наука» (1990, 1994; в 2 тт); «Выготский: в поисках новой психологии» (1993); «Историческая психо­логия науки» (1995); «История психологии от античности до середины XX столетия» (1996); «100 выдающихся психологов мира» (1996, в соавт.; и ряда др. В 1998 по состоя­нию здоровья вынужден был уехать в США, где закончил свой жизненный путь.

Ссылки

А.В. Юревич, В. В. Умрихин. Ярошевский Михаил Григорьевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 566-567