Асмолов Александр Григорьевич

Версия от 14:20, 13 ноября 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == Асмолов Александр Григорьевич (р. 1949) — росс…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Асмолов Александр Григорьевич (р. 1949) — российский психолог, специалист в области методологии и теории психологии, психологии личности и психологии развития. Ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия.

Фотографии

Биография

Доктор психологических наук (1996), профессор (1997), чл.-кор. РАО (с 1995 г.). Вице-президент ОП СССР (1988-1992). Чл. президиума РПО (с 1996). Гл. ред. журнала «Вестник обра­зования» (1993—1998), чл. редсовета жур­нала «Вопросы психологии» и ряда др. журналов. Окончив в 1972 г. факультет пси­хологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ра­ботал на кафедре общей психологии, за­щитил канд. дис. (1977). С 1988 по 1992 г. А. — гл. психолог Госкомитета СССР по народному образованию и в этот период наряду с преподавательской и научной де­ятельностью уделял много внимания со­зданию педагогики развития и проектиро­ванию системы вариативного образова­ния. С 1992 по 1998 г. А. — зам. министра общего и профессионального образова­ния РФ и председатель Координацион­ного совета по психологии МО РФ. Рабо­тая в этой должности, большое внимание уделял инновационной политике в обра­зовании, разработке стратегии образова­ния, его гуманизации и повышения уровня психологической культуры работни­ков образования. Организовал и стал гл. ред. журнала «Педология. Новый век». В 1993 г. возглавил в ПИ РАО лабораторию Культурно-исторической психологии, продолжая одновременно преподавать на факультете психологии МГУ. В 1996 г. защи­тил докт. дис: «Историко-эволюционный подход в психологии личности». В 1997 г. организовал на фак-те психологии МГУ кафедру психологии личности. Ис­следовательская и организационная ра­бота А. в 1990-е гг. была посвящена не только воплощению идей педагогики развития в сферу образования, но и со­зданию системы подготовки практичес­ких психологов, а также организации пси­хологической службы в России. При его содействии в ряде ун-тов были открыты специальные фак-ты по практической психологии, цель которых готовить спе­циалистов для психологической службы образования; была введена профессия «педагог— психолог»; в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования была введена новая специальность: «клиничес­кая психология». А. был инициатором и научным руководителем ряда государ­ственных программ в сфере образования: «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка обучения и воспитания детей с аномалиями разви­тия», «Социально-психологическая служ­ба помощи несовершеннолетним», «Дети Чернобыля: социально-психологический и медико-психологический аспекты». С 1998 по 2001 г. разрабатывал федераль­ную программу Правительства РФ — «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» [1].

Области научных исследований

  • Методология психологии
  • Психология личности
  • Психология развития
  • Психология индивидуальности
  • Психология образования

Библиография работ

  1. Деятельность и установка. М.,1979;
  2. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984;
  3. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М., 1985;
  4. Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода. М., 1986;
  5. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 1990;
  6. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996;
  7. Vygotsky today: On the Verge of Non-Classical Psychology (Horizons Psychology), 1999

Ссылки

  1. Карпенко Л.А., Носкова О.Г. Асмолов Александр Григорьевич // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 27-28.