Бердяев Николай Александрович

Версия от 21:49, 15 ноября 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Авторы справочной статьи == == Персоналия == '''Бердяев Николай Александрович''' (1874—1948) —…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Персоналия

Бердяев Николай Александрович (1874—1948) — российский философ, представитель персонализма.

Биография

Профессор философии (1919), доктор теологии (1947). Учился в Киевском кадетском корпусе. С 1894 г. учился на естественном и юриди­ческом факультетах университета Святого Владими­ра (Киев) (сейчас - Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко). Систематически изучал фило­софию под руководством Г.И. Челпанова. Увлекался социал-демократическими идеями и принимал активное участие в социал-демократическом движении. В 1898 г. в связи с разгромом Киевского «Союза борьбы за освобождение рабоче­го класса» был арестован и исключен из университета. В 1901 — 1903 гг. находился в административной ссылке в Вологде и Житомире. В 1903 г. осуществил переход «от марксизма к идеализму», от социал-демократии к либерализму. Примкнул к «Союзу освобождения». В 1904 г. входил в редакцию журнала «Новый путь». В 1905 г. вместе с С.Н. Булгаковым руково­дил журналом «Вопросы жизни». Высту­пил как теоретик «нового религиозного со­знания» и активный философский публи­цист. В качестве основных направлений философских исканий принял философию свободы и смысл творчества. Приветство­вал Февральскую революцию (1917) в Рос­сии, но резко осудил Октябрьскую рево­люцию. Создал Вольную академию ду­ховной культуры (Москва, 1919), к работе в которой привлек ряд выдающихся мыс­лителей. В 1920 г. был арестован и допро­шен Ф.Э. Дзержинским. В 1922 г. был вновь арестован и выслан из Советской России. Жил в Берлине, где основал Ре­лигиозно-философскую академию. С 1924 г. жил и работал в Кламаре (приго­роде Парижа), где возобновил деятель­ность Религиозно-философской акаде­мии, издавал журнал «Путь» (1925—1940) и принимал участие в деятельности изда­тельства «ИМ КА-Пресс» [1].

Некрополь

Области научных исследований

Б. осуществил философское исследование проблем назначения человека, его духа, свободы и рабства. Многократно обращался к анализу и оценке идей 3. Фрейда. Считал, что «из тех, которые смотрели на человека снизу, быть может, наибольшее значение имеют К. Маркс и 3. Фрейд»[2].

Научный вклад

  • Персонализм
  • Религиозная философия
  • Экзистенциальная философия
  • Социальная философия
  • Философия творчества

Библиография работ

  1. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии (1901);
  2. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1910);
  3. Философия свободы (1911);
  4. Душа России (1915);
  5. Смысл творчества. Опыт оправдания человека (1916);
  6. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы (1923);
  7. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики (1931);
  8. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы (1934);
  9. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века (1946);
  10. Истоки и смысл русского коммунизма (1955)

Фотографии

Бердяев Н.А. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Бердяев Николай Александрович

Ссылки

  1. Овчаренко В.И. Бердяев Николай Александрович// История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 52.
  2. Овчаренко В.И. Бердяев Николай Александрович// История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 52.