Вагнер Владимир Александрович

Версия от 18:56, 13 декабря 2015; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Персоналия == Вагнер Владимир Александрович (1849—1934) — российский биолог, пси­холог и…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

Вагнер Владимир Александрович (1849—1934) — российский биолог, пси­холог и педагог, основатель сравнитель­ной психологии в России.

Биография

Закончил юри­дический (1874) и физико-математичес­кий (1882) фак-ты Московского университета (сейчас - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Получил степень доктора зоологии (1899), звание приват-доцента Московского (1895—1905) и Петербургского (сейчас - Санкт-Петербургский государственный университет) (1906—1917) университетов. Одновременно работал ди­ректором Петербургского коммерческого училища (1904—1917), профессором и вице-президентом Психоневрологического ин­ститута (Сейчас Санкт-Петербургский (1907—1917), профессор Педаго­гической академии (1907-1915). В 1917-1931 возглавлял кафедру сравнительной психологии в Ленинградском университете [1].

Области научных исследований

  • Этология
  • Зоопсихология
  • Сравнительная психология
  • Педагогическая психология

Научный вклад

В. разработал объективный («биологический») метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Систематизировал огромный фактический материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. В. критиковал как «монизм сверху» (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и «монизм снизу» (утверждение, согласно которому везде, от инфузорий до человека, психика определяется автоматизмами). В. разрабатывал теорию флуктуации (колебания) инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а устойчивые и колеблющиеся формы поведения для каждого вида свои. Созданный В. «биологический метод» исследования поведения животных предусматривал изучение их жизнедеятельности не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами. Это давало возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установить генетическую связь отдельных ступеней эволюции. В. был сторонником широкого распространения естественнонаучного образования. В средней школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения. Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Московских педагогических курсах, сотрудничал в журналах «Природа» и «Естествознание в школе». Был одним из организаторов Общества распространения естественнонаучного исторического образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Институте мозга [2]. .

Библиография работ

  1. Методы естествознания в науке и школе, 1893;
  2. Биологические основания сравнительной психологии, т.1-2, СПб., 1910-1913;
  3. Биопсихология и смежные науки, Пг., 1923;
  4. Природа и школьник, М-Л., 1926;
  5. Возникновение и развитие психических способностей, вып. 1-9, Л., 1924—1929.

Вагнер В.А. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Вагнер Владимир Александрович

Ссылки

  1. Петровский А.В. Вагнер Владимир Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 89
  2. Петровский А.В. Вагнер Владимир Александрович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 89