Леонтьев Владимир Григорьевич

Версия от 09:37, 10 августа 2016; Артём Костригин (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Авторы справочной статьи == Белобрыкина О.А., Данилов Ю.С. Леонтьев Владимир Григорьевич…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Авторы справочной статьи

Белобрыкина О.А., Данилов Ю.С. Леонтьев Владимир Григорьевич: данные биографии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №3. С. 15-24. Данилов Ю.С. Леонтьев Владимир Григорьевич: данные библиографии работ о персоналии #1 // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №3. С. 47-51.

Персоналия

В.Г. Леонтьев
Леонтьев Владимир Григорьевич (1930-2011) - доктор психологических наук, профессор, почетный профессор НГПУ, академик Международной академии наук педагогического образования, специалист в области психологии мотивации.

Биография

Детство и юность В.Г.Леонтьева протекали на фоне интенсивных исторических изменений в СССР, начиная с усиления сталинского режима, введения «пятилеток» в системе народного хозяйства страны, с последующим развертыванием жесткой системы цензуры во всех сферах жизнедеятельности гражданина СССР, тотальным партийным контролем, активным внедрением в массовое сознание морального кодекса строителя коммунизма, целенаправленным формированием установок на ценности социалистического строя в формировании образа жизни человека.

Согласно автобиографическим сведениям, Владимир Григорьевич Леонтьев родился 26 января 1930 г. в крестьянской семье в селе Ягодное Грачевского района Оренбургской области. Кроме Владимира Григорьевича в семье было еще пятеро детей: 2 брата и 3 сестры.

Школьные годы В.Г.Леонтьева пришлись на период сталинских репрессий, а затем и Великой отечественной войны. Можно предположить, что переживание столь тяжелых и значимых для страны и советского народа событий не могли не сказаться на формирующемся мировоззрении будущего ученого, на становлении его ценностного отношения к научной деятельности, к жизни и людям, уважения к человеку [1].

В 1946 году Владимир Григорьевич окончил семилетнюю школу и поступил в Бузулукское педагогическое училище (сейчас - Бузулукский педагогический колледж). По завершении обучения в училище в 1948 году, он начинает свою профессионально-педагогическую деятельность в должности учителя Ягодинской школы, выпускником которой он был.

С сентября 1950 по апрель 1953 года В.Г.Леонтьев проходил срочную службу в рядах Советской Армии на Дальнем Востоке в поселке Советская Гавань. В этот период им был пройден путь от курсанта до сержанта. Он закончил школу младших командиров по специальности «радиотехническая служба», затем экстерном сдал экзамен на офицера запаса.

После демобилизации из рядов Советской Армии с 1953 по 1958 год Владимир Григорьевич проходит обучение на заочном отделении факультета русского языка и литературы в Оренбургском педагогическом институте им. В.П.Чкалова (сейчас - Оренбургский государственный педагогический университет) и одновременно работает учителем в школе. Его путь в системе образования содержательно и статусно обширен: он приобретает опыт педагогической деятельности (работает учителем русского языка и литературы в Ягодинской семилетней школе), осваивает практику управленческой деятельности на посту директора школы – сначала возглавляет семилетнюю школу в селе Ягодное (1955-1957 гг.), затем среднюю школу в селе Талы (1957-1959 гг.) Грачевского района Оренбургской области. Следует отметить, что этот период жизни В.Г.Леонтьева, по сути, представляющий собой активное становление его как профессионала, пришелся на время развенчания культа личности И.В.Сталина, названное в отечественной истории «Хрущевской оттепелью». Можно предположить, что это стало немаловажным фактором в становлении жизненной и профессиональной позиции будущего ученого, способствовало его интересу к окружающему миру, психологическим явлениям, в частности, к проблемам мотивации, а также формированию определенной решительности характера, важной для научно-исследовательской деятельности [2], [3].

Работа В.Г. Леонтьева в системе образования отличалась разнообразием, как по содержанию выполняемой деятельности, так и по должности в управленческой структуре учреждения образования. В 1959 году Владимир Григорьевич начинает свою деятельность на новом и достаточно ответственном посту – он назначен заведующим районного отдела народного образования Грачевского района Оренбургской области. В период освоения административных должностей В.Г.Леонтьев довольно успешно совмещает карьеру с общественной работой – он дважды избирается депутатом в Районный Совет, является членом Грачевского Райисполкома.

В этот же период произошло еще одно значимое событие в его биографии: в 1960 году во время обучения в г. Москве на курсах заведующих районо, Владимир Григорьевич встретил свою будущую супругу – Фаину Федоровну, благодаря которой он переезжает в Новосибирск.

1962 г. – это время начала профессионального пути В.Г.Леонтьева в Новосибирском государственном педагогическом институте (с 1993 года – статус университета). Безусловно, период работы Владимира Григорьевича в НГПУ (1962 – 2011 гг.) можно с полным основанием считать особенно значимым для развития Сибирской школы психологии.

В первую очередь следует обратиться к основным хронологическим этапам, отражающим наиболее важные события профессиональной деятельности В.Г. Леонтьева в педагогическом вузе. Так, с 1966 по 1969 г. он обучался в аспирантуре, успешно ее закончил и стал доцентом кафедры педагоги НГПИ. В 1972 г. им защищена кандидатская диссертация по педагогике на тему «Развитие познавательной потребности учащихся вечерних школ в процессе усвоения знаний», выполненная под научным руководством известного ученого, доктора педагогических наук, профессора НГПИ Ю.В. Шарова [4].

В марте 1976 г. Владимир Григорьевич возглавил межфакультетскую кафедру Психологии (с 2002 г. кафедра носит название Общей психологии и истории психологии), где был ее неизменным руководителем до 2007 года, а действующим профессором кафедры оставался до последнего дня своей жизни. Новый административный и научный статус способствовали не только налаживанию научных связей с коллегами – представителями московской, грузинской и других психологических школ, но и актуализировали творческий потенциал, который реализовался в глубоком интересе Владимира Григорьевича к проблеме психологии мотивации, который он сохранил на всю жизнь [5].

Именно разработка проблем психологии мотивации является одной из важнейших сторон деятельности В.Г.Леонтьева, реализуемых им во время работы в Новосибирском государственном педагогическом университете. Так, в 1989 году он защищает докторскую диссертацию по теме «Психологические механизмы мотивации учебной деятельности» по специальности 19.00.01 – общая психология [6]. Защита диссертации проходила в Институте Психологии им. Д.Н.Узнадзе г.Тбилиси Грузинской ССР и теплые отношения с учеными школы Дмитрия Узнадзе сохранялись у Владимира Григорьевича долгие годы. Разрабатываемая автором проблематика, отраженная в диссертации, способствовала распространению на сибирской земле традиций психологической школы Д. Н.Узнадзе.

Именно В.Г.Леонтьев стоял у истоков активного распространения психологической науки в Сибири, был одним из основателей профессиональной подготовки практических психологов для системы образования. По его инициативе в 1990 году при кафедре психологии был создан спецфакультет практической психологии, выпустивший за период своего существования более 1000 специалистов-практиков [7]. Многие из выпускников факультета защитили кандидатские диссертации под его научным руководством и пополнили кадровый состав не только педагогического университета, но и других высших учебных заведений города и региона, многих городов России.

В январе 1992 г. по инициативе Владимира Григорьевича при Сибирской Академии государственной службы (с 2010 года – присоединение к Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); в 2012 г. – переименован в Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, г. Новосибирск) была создана кафедра психологии, сосредоточившая свое научное внимание на исследовании проблемы профессионально-трудовой мотивации государственных и муниципальных служащих. Заведование (по совместительству) этой кафедрой он осуществлял до июня 1996 года [8].

В 1992 году В.Г.Леонтьевым был открыт и возглавлен Диссертационный Совет Д.113.38.01 по специальности 19.00.01 – Общая психология, история психологии. За время работы Совета под его научным руководством защитили кандидатские (более 50) и докторские (20) диссертации по психологии многие, известные сегодня не только в России, но и за ее пределами, ученые. В настоящее время его научные ученики работают во многих ведущих вузах России (Москва, Омск, Томск, Славянск-на-Кубани, Иркутск, Красноярск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Чита, Хабаровск, Улан-Удэ и др.), ближнего (Украина, Казахстан) и дальнего зарубежья (Китай).

Благодаря активной организационно-управленческой деятельности Владимира Григорьевича в 1995 году была лицензирована новая специальность «педагог-психолог». В 1996 году принял своих первых студентов факультет психологии, который В.Г.Леонтьев возглавлял на протяжении четырех лет.

С 1998 по 2004 годы Владимир Григорьевич работал по совместительству в Новосибирском военном институте внутренних войск им. генерала армии И.К.Яковлева МВД России на должности научного работника научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, осуществляя научное консультирование и подготовку научно-исследовательских работ преподавателями вуза [9].

С 2009 по 2011 гг. В.Г.Леонтьев входил в состав объединенного докторского Диссертационного Совета ДМ212.172.01 (открыт приказом Рособрнадзора № 2059-2088 от 08.10.09) при НГПУ, работающего по педагогическим и психологическим отраслям науки [10]. На протяжении нескольких лет он избирался членом Диссертационных Советов в Сибирском регионе (Иркутск, Пермь и др.).

Необходимо особо отметить, что вклад В.Г.Леонтьева был отмечен рядом наград. Так, в 1986 г. за активную производственную и научно-исследовательскую деятельность он награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения».

В 1991 г. В.Г. Леонтьев утвержден ВАК в ученом звании профессора.

В 1995 году Владимир Григорьевич был избран действительным членом Международной Академии наук педагогического образования. В 1999 г. за достижения в области подготовки специалистов ему было присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

За свой многолетний плодотворный труд и вклад в психологическую науку и практику Владимир Григорьевич Леонтьев неоднократно награждался почетными грамотами руководства университета и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

В 2003 г. В.Г. Леонтьеву присвоено звание академика Международной академии наук педагогического образования, а 31 марта 2004 г. – звание Почетного профессора НГПУ.

В.Г. Леонтьев, кроме научной, преподавательской и управленческой деятельности, выполнял большую общественную работу – на протяжении многих лет он являлся председателем Новосибирского отделения Российского психологического общества, был Членом Президиума РПО. Как ученый и психолог-исследователь, Владимир Григорьевич неоднократно принимал участие в работе съездов психологов России (1983, 1994, 1995, 2003, 2007), Всероссийских и Международных научных форумах и научно-практических конференциях.

На протяжении многих лет он был инициатором и организатором научно-практических конференций разного уровня, результатом которых стали более 26 сборников научных докладов, опубликованных под его научной редакцией.

За период научной деятельности Владимира Григорьевича Леонтьева опубликовано более 90 научных и научно-методических работ, основными из которых являются: «Психологические механизмы мотивации» (монография); «Закономерности проявления содержательных характеристик мотивации» (коллективная монография); «Мотивация и психологические механизмы ее формирования» (монография); «Психологические механизмы мотивации учебной деятельности» (учебное пособие), «Стиль руководства и социально-психологический климат педагогического коллектива» (учебное пособие) и др.

Владимир Григорьевич Леонтьев вплоть до последних дней своей жизни вел активную и плодотворную жизнь ученого, научного руководителя диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей ученой степени кандидата психологических наук, научного консультанта докторантами. Его исследования внесли весомый вклад в развитии отечественной психологии, а его идеи до сих пор развивают многочисленные ученики [11].

В.Г.Леонтьев, являясь одним из ярких представителей Сибирской школы психологии, прошел путь от учителя сельской школы до профессора, академика. Занимаясь различными видами деятельности (педагогической, исследовательской, организационной, административной) в рамках системы образования, особое внимание Владимир Григорьевич уделял научной деятельности, в частности, проблемам мотивации личности. Работы ученого в этой области характеризуется глубиной, значительным уровнем проработки и представляют несомненную ценность как для развития психологической науки в Сибири, так и отечественной психологии в целом.

Одновременно с научно-исследовательской деятельностью В.Г.Леонтьев активно позиционировал научную психологию, психологические исследования и внедрение их результатов в практику современного образования, не прекращал преподавательской работы, а главное – всячески способствовал научному сотрудничеству психологов-исследователей, практиков, представителей других отраслей наук. Причем, собственный опыт междисциплинарного сотрудничества с физиологами, математиками, физиками, военными утвердил ученого в мысли о том, что междисциплинарные исследования весьма плодотворны и перспективны в отношении будущего психологии, а это, в свою очередь, делает первоочередной задачу выявления специфики психического, в частности, мотивационного компонента личности.

Сегодня В.Г.Леонтьев считается крупнейшим организатором психологической науки в Сибири. При этом преимущественно научный путь В.Г. Леонтьева был связан с созданием Сибирской психологической школы, с разработкой и развитием теории психологии мотивации [12]. Его теоретико-экспериментальные исследования в области психологии мотивации получили широкое признание в отечественной и зарубежной науке. Именно благодаря работе В.Г. Леонтьева психологическая наука в Сибирском регионе пополнилась высокопрофессиональными кадрами.

Владимир Григорьевич Леонтьев ушёл из жизни 20 января 2011 г. после тяжёлой болезни. Он, безусловно, оставил запоминающийся след в истории отечественной психологии.

Некрополь

Области научных исследований

  • Психология мотивации
  • Педагогическая психология

Научный вклад

Библиография работ о персоналии

Научных публикаций, посвященных жизни и деятельности Владимира Григорьевича Леонтьева, доктора психологических наук, профессора, почетный профессора НГПУ, академика Международной академии наук педагогического образования, имеется незначительное количество. Это обусловлено, прежде всего, тем, что особое внимание стало уделяться вкладу ученого в отечественную психологическую науку и создание Сибирской школы психологии лишь в последнее десятилетие.

Анализ библиографических каталогов позволил определить перечень работ, имеющихся на текущий момент, в которых непосредственно или опосредованно рассматривается жизнедеятельность В.Г.Леонтьева и результаты его научной деятельности в области психологии мотивации личности:

  1. Белобрыкина О.А., Шамшикова О.А. Личность ученого в исторической перспективе: В.Г. Леонтьев //Проблемы психологии мотивации: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. 27 января 2005 г.: юбилейный выпуск: к 75-летию со дня рождения В.Г. Леонтьева / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – С. 4-10.
  2. Белобрыкина О.А., Большунова Н.Я. Предисловие научных редакторов. Владимир Григорьевич Леонтьев – Личность. Ученый. Учитель //Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной науч.-практич. конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В. Г. Леонтьева (г. Новосибирск, 25-28 декабря 2014 г.) / под ред. О. А. Белобрыкиной, Н. Я. Большуновой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 5-14 с.
  3. Белобрыкина О.А. В.Г. Леонтьев – вехи истории: традиции, современность, биографическая память // Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной науч.-практич. конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В. Г. Леонтьева (г. Новосибирск, 25-28 декабря 2014 г.) / под ред. О. А. Белобрыкиной, Н. Я. Большуновой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 15-19.
  4. Белобрыкина О.А., Данилов Ю.С. Провинциальная психология: профессионально-научная деятельность В.Г.Леонтьева в исторической ретроспективе //Социогуманитарные, естественные, технические и медицинские науки: новые ракурсы развития: сборник трудов Международной научно-практической конференции, 16 октября 2015года/ под науч. ред. доцента О.П.Чигишевой. – Ростов-на-Дону: Изд-во Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2015. – С. 27-37.
  5. Владимиру Григорьевичу Леонтьеву – 75 лет // Психология в вузе. – 2004. № 4. – С. 123-126.
  6. Данилов Ю.С. Вклад В.Г. Леонтьева в психологическую теорию мотивации личности //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 20-22 ноября 2013 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – С. 46-48.
  7. Данилов Ю.С., Белобрыкина О.А. Сущность психологического механизма мотивации по В.Г.Леонтьеву //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2013. – № 4. (Сетевой выпуск). – С. 120-125; 500 лет использования понятия «Психология» в литературе, искусстве, науке и практике (по факту первого упоминания этого понятия в библиографии работ Marko Marulic): материалы Международной (заочной) научной конференции (Черногорск, 12 января 2014 г.) / под ред. А.А. Кроника, Л.Ф. Чупрова. //«Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Приложение: «PEM: Psychology. Educology. Medicine». – 2014. № 1. – С. 33-38.
  8. Данилов Ю.С. Образ профессионала и его роль в вузовской подготовке психолога: штрихи к профессионально-личностному портрету В.Г. Леонтьева //Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве: Материалы XXVII региональной научно-практической конференции с международным участием 22-23 апреля 2015 года /отв. ред. Е.В.Бурмистрова, А.Ю.Асриев. – Омск: Издатель-Полиграфист, 2015. – Часть 1. – С. 162-167.
  9. Данилов Ю.С. Принципы исследования мотивации по В. Г. Леонтьеву //Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г.Леонтьева (25-28 декабря 2014 г.) /под ред О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – С. 138-141.
  10. Данилов Ю.С. Ретроспектива профессионально-научной деятельности В.Г. Леонтьева //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 18-20 ноября 2015 г.) /под ред. В. Н. Бородиной. В 2-х ч. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – Часть 1. – С. 48-50.
  11. Данилов Ю.С. Значение и роль научно-профессиональной деятельности В.Г.Леонтьева для становления Сибирской школы психологии мотивации //Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. /под ред. Н.Я.Большуновой, О.А.Шамшиковой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. Ч. 2. С. 265-269.
  12. Лидин К.Л. «Закон биполярных условий» В.Г. Леонтьева применительно к эмоциональной мотивации студентов //Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г.Леонтьева (25-28 декабря 2014 г.) /под ред О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – С. 195-200.
  13. Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. История психологии в Сибири: проблема научной рефлексии //Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 335. – С. 34-30.
  14. Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. Становление медицинской психологии в контексте сибирской психологической науки //Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 2 (25). – URL: http://mprj.ru .
  15. Санжаева Р.Д. Теория мотивации В.Г.Леонтьева в контексте постнеклассической психологии //Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г.Леонтьева (25-28 декабря 2014 г.) /под ред О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. – Новосибирск: НГПУ, 2015. – С.254-258.


Фотографии

Леонтьев В.Г. на Карте истории российской психологии

Идёт загрузка карты…

Леонтьев Владимир Григорьевич

Ссылки

  1. Данилов Ю.С. Профессионально-научная деятельность В.Г.Леонтьева в исторической ретроспективе: Выпускная квалификационная работа по направлению профессиональной подготовки 44.03.02.62 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования» (бакалавр педагогики). Новосибирск: ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2015. 64 с.
  2. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 312 с.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
  4. Их имена вошли в историю университета // Весь университет. URL: http://press.nspu.ru/file.php/1/_gazet_/60/012.pdf
  5. Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной науч.-практич. конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г.Леонтьева (г. Новосибирск, 25-28 декабря 2014 г.) / под ред. О.А.Белобрыкиной, Н.Я.Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 334 с.
  6. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.01 – Общая психология. Тбилиси: Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе, 1989. 48 с. // Российская государственная библиотека. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01000077862
  7. Факультет психологии //Честное слово: Интернет-издание. № 12 (374). URL: http://www.chslovo.com/articles/6080752/
  8. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС): Официальный сайт. URL: http://www.sapanet.ru/academy/default.aspx?page=78
  9. Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной науч.-практич. конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г.Леонтьева (г. Новосибирск, 25-28 декабря 2014 г.) / под ред. О.А.Белобрыкиной, Н.Я.Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. 334 с.
  10. Диссертационные советы. URL: http://www.sci-innov.ru/icatalog_new/entry_87302.htm
  11. Белобрыкина О.А., Данилов Ю.С. Провинциальная психология: профессионально-научная деятельность В.Г.Леонтьева в исторической ретроспективе // Социогуманитарные, естественные, технические и медицинские науки: новые ракурсы развития: сборник трудов Международной научно-практической конференции (16 октября 2015 г.) /под науч. ред. доцента О.П.Чигишевой. Ростов-на-Дону: Изд-во Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2015. С. 27-37.
  12. Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. История психологии в Сибири: проблема научной рефлексии // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335. С. 34-30.