Рубинштейн Сергей Леонидович
Содержание
Персоналия
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889—1960) — российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Д-р психологических наук (1937), профессор (1937), первый среди советских психологов чл.-кор. АН СССР (1943). Был в 1943 г. одним из учредителей АПН РСФСР и избран ее д. чл. (1945)
Биография
Высшее образование получил в Германии (1909—1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г. на философском фак-те Марбургского ун-та защитил докт. дис : «Eine studie zum problem der method», посвященную использованию философских методов в конкретных общественных, в том числе психолого-педагогических, науках. С 1915 г. преподавал в частных гимназиях Одессы. С 1919 г. — доцент, с 1921 г. — профессор кафедры философии и психологии Новороссийского ун-та (сейчас - Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова) (Одесса). С 1922 по 1930 г. —директор Научной библиотеки Одессы. В 1930 г. получил приглашение возглавить кафедру психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (сейчас - Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена) (1930-1942). В 1942 г. в Москве создал и возглавил кафедру психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова (1942—1949) и был назначен директором Института психологии АПН РСФСР (1942—1945). В 1945 г. создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945—1949; 1956—1960). За труд «Основы общей психологии» (1940) был удостоен Сталинской премии (1942). Был одним из основателей журнала «Вопросы психологии» (1955) и Общества психологов СССР (1957).
Научный вклад
Ак тивную профессиональную деятельность в психологии Р. начал в 1930 г. на кафед ре психологии в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Первоначально он сосредоточился на проблемах методологии науки, ставя воп рос о возможности перестройки психоло гии на основе марксистских идей, позво ляющих переосмыслить общую ситуацию в мировой психологии, испытывающей острый кризис. Этот кризис, как он пола гал, в конечном счете определила привер женность большинства психологов-экс- перименталистов концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской. В соответствии с этой концепцией созна ние неизменно трактовалось как область открытия только переживаний субъекта, способного к рефлексии, как самоотчету о своих (никому кроме него самого неве домых) состояниях внутреннего мира. В противовес этому Р. выдвигает в качестве главного объяснительного принципа — принцип единства сознания и деятельно сти («Проблемы психологии в трудах Кар ла Маркса», 1934). Тем самым сознание выводилось за пределы замкнутого круга переживаний личности и включалось в контекст жизненных связей этой личнос ти с объективным миром. Причем основу этих связей образует деятельность, по средством которой, изменяя мир, человек изменяется сам. Соответственно предла гался и новый продуктивный метод пси хологического познания, обозначенный как «единство воздействия и изучения». Психология раскрывает свои тайны не в со зерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических дей ствий (включая практику исследователь ского труда). Став во главе кафедры пси хологии, Р. проявил себя как блестящий 407 РУБИНШТЕЙН организатор, установивший тесные кон такты с деятелями гуманитарных и есте ственных наук. Руководимая им кафедра становится крупнейшим в стране исследо вательским центром, где изучение корен ных методологических проблем психоло гической науки эффективно сочеталось с широким кругом конкретных эксперимен тальных проблем психологии, в частности когнитивных процессов (ощущения и восприятия, памяти, речи и мышления). Вся эта работа шла в условиях педагогичес кого института, удачно обеспечивая связь научного труда с процессом обучения. В 1937 г. ему была присуждена степень д-ра педагогических наук (по психологии) за мо нографию «Основы психологии» (М., 1935). В обобщающем труде «Основы общей пси хологии» (1940) он изложил систему психо логических знаний с позиций марксистской методологии. В период ВОВ Р. проявил вы сокое гражданское мужество, возглавив в тяжелейших условиях ленинградской бло кады работу коллектива Л ГП И и его после дующую эвакуацию. Отозванный в Москву, он назначается директором Московского института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО) (1942-1945). В Москве же им организуются и возглавляются два крупных научно-исследовательских центра: кафедра психологии в МГУ им. М.В. Ломоносо- ва(1942) и сектор психологии в Институте философии Академии наук СССР (1945). Впервые психология стала дисциплиной, представленной под руководством Р. в выс шем научном учреждении страны, где ус пешно развернулись как теоретические, так и эмпирические работы в различных отрас лях психологии. Этому предшествовала его собственная большая психолого-методо логическая работа. Р. создал оригиналь ную философско-психологическую кон цепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником де- ятельностного подхода в психологии и педагогике (с 1922). Следует отметить, что термин «деятельностный подход» стал употребляться после смерти Р.; он использовал термин «принцип творчес кой самодеятельности», а позднее — «принцип единства сознания и деятель ности». Уже в рукописях 1910—1920-х гг. и в статье «Принцип творческой самоде ятельности (к философским основам со временной педагогики)», вышедшей в 1922 г. (опубликована в журнале «Вопро сы психологии», 1986, № 4), Р. выдвига ет «принцип субъекта и его деятельности»: субъект в своих деяниях не только прояв ляется, но и созидается и определяется. С этих же позиций дается понимание дея тельности: как деятельности субъекта (точ нее, субъектов, осуществляющих совмест ную деятельность), как взаимодействия субъекта с объектом (что определяет ее предметность), как деятельности твор ческой и самостоятельной по своему ха рактеру. В этом контексте учение рас сматривается не как механическое вос приятие учеником готовых результатов познания, полученных от учителя, а как «совместное прохождение того пути откры тия и исследования, который к ним приво дит». В 1930—40-е гг. Р. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в ее деятельно сти выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, опе рации и т.д. Действие — это «единица» де ятельности. Практическое действие — пер вичная форма мышления. По Р., деятель ность выступает в качестве поведения (не в бихевиористском смысле), когда в ней главным становится отношение к мораль ным нормам. «Единица поведения» — по ступок. С конца 40-х гг. внутри деятельно сти и др. видов активности субъекта Р. вычленил в качестве их главного регулято ра «психическое как процесс» в соотноше нии с его продуктами (понятиями, чув ствами и т.д.). Такой процесс — основной способ существования психического. На пример, мышление — это не только дея тельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т.д.),но и протекающий внутри нее пластичный про цесс анализа, синтеза и обобщения, выяв ления проблемной ситуации, превращения ее в задачу и т.д. Созданная Р. и его учени ками теория мышления стала методологи ческой основой исследований закономер- ностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в ходе деятельности и т.д.), помогла обоснованию и внедрению про блемного обучения, а также метода форми рующего эксперимента («изучать ребенка, обучая его»). Особое внимание Р. уделял анализу теории детерминации психичес ких явлений. Возражая против механичес ких взглядов, он выдвинул формулу, со гласно которой внешние причины воздей ствуют на объект посредством внутренних условий, составляющих основание разви тия. По Р., ребенок — не просто объект пе дагогического воздействия, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения. В 50-е гг. Р. последовательно отстаивал статус психо логии как самостоятельной науки, не смотря на попытки ее дискредитации и насильственной физиологизации в ре зультате Объединенной («павловской») сессии АН СССР и АМН СССР (1950). В результате успешная деятельность руково димых Р. исследовательских центров была прервана и дезорганизована по идеологи ческим мотивам в связи с начавшейся «борьбой против космополитизма», ком панией, организованной с целью проти вопоставления советских ученых ученым Запада, которым инкриминировалась подрывная деятельность против социали стического государства. Ряд ученых, обви ненных в космополитизме (в том числе Р.) и в том, что они являются «агентами им периализма», были уволены с работы. Его труды были подвергнуты тенденциозной и несправедливой критике, изъяты из биб лиотек, а сам Р. снят со всех должностей и постов (восстановлен в правах в 1954 г.).
Библиография работ
Не теряя мужества, Р. продолжал достой но работать, развивая новые философско- психологические идеи в книгах «Бытие и сознание» (1957), «Принципы и пути раз вития психологии» (1959), где разработал категории бытия, человека, субъекта, объекта, материального и идеального, со знания и бессознательного, психического и физиологического и др. Показал непра вомерность сведения бытия к материи. Завершающая работа Р., тесно сомкнув шая изучение психологии личности с про блемой ее бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась не законченной, но была опубликована его учениками под названием «Человек и мир» в однотомнике «Проблемы общей психологии» (1973,1976). Идеи Р. прочно вошли в методологический фонд отече ственной психологии. Другие его труды: «О мышлении и путях его исследования», М., 1958; «Принципы и пути развития психологии», М., 1959; «Процесс мышле ния и закономерности анализа, синтеза и обобщения»/под ред. Р., М., 1960.
Рубинштейн С.Л. на Карте истории российской психологии
Идёт загрузка карты…
Рубинштейн Сергей Леонидович
Ссылки
А.В. Брушлинский, М.Г. Ярошевский. Рубинштейн Сергей Леонидович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 407-409