Менчинская Наталья Александровна

Перейти к: навигация, поиск

Персоналия

МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александ­ ровна (1905—1984) — российский психо­ лог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из ос­ новательниц психологии обучения в СССР. Д-р психологических наук (1952), профессор, чл.-корр. АПН СССР (1968).

Биография

Закончила Крымский педагогический ин-т (1927) и аспирантуру Института на­ учной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила канд. дис. по проблеме разви­ тия арифметических операций у школь­ ников. С 1930 г. преподавала в Уральском индустриально-педагогическом институ­ те (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1932 г. в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии уче­ ния и умственного развития школьника (1937-1981). В 1952 защитила докт. дис. «Психология обучения арифметике». С 1955 по 1965 г. была ученым секретарем и зам. директора ин-та по научной рабо­ те.

Научный вклад

Занимаясь вопросами психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем неуспе­ ваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обуче­ нии, обоснованы пути и способы повы­ шения усвоения знаний («Психологичес­ кие проблемы неуспеваемости школьни- ков»/подред. М., М., 1971). Центральной исследовательской задачей М. и возглав­ ляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усво­ ения знаний и приемов работы над учеб­ ным материалом («Развитие арифмети­ ческих операций у детей школьного воз- раста», 1934; «Психология обучения ариф­ метике», 1955; «Психология усвоения знаний в школе», в соавт., 1959). Науч­ ные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, боль­ шинство исследований выполнялось со­ вместно с дидактами и методистами, вне­ дрялось в программы, учебники и учеб­ ные пособия.

Библиография работ

В работах М. утверждался принцип единства обучения и воспита­ ния; процесс усвоения знаний рассмат­ ривался как важнейшее условие психи­ ческого развития учащихся; исследова­ лось становление личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения, являющиеся основой фор­ мирования активной жизненной пози­ ции учащихся («Психологические про­ блемы формирования научного мировоз­ зрения школьников»/под ред. М. 1968; «Психологические проблемы активности личности в обучении». М., 1971). В дру­ гой группе работ М. вскрывает законо­ мерности психического развития ребен­ ка («Развитие психики ребенка. Дневник матери», 1957; «Вопросы умственного развития ребенка», 1970).

Ссылки

И. Е. Сироткина , Менчинская Наталья Александровна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 301-302