Менчинская Наталья Александровна
Персоналия
МЕНЧИНСКАЯ Наталья Александ ровна (1905—1984) — российский психо лог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, одна из ос новательниц психологии обучения в СССР. Д-р психологических наук (1952), профессор, чл.-корр. АПН СССР (1968).
Биография
Закончила Крымский педагогический ин-т (1927) и аспирантуру Института на учной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила канд. дис. по проблеме разви тия арифметических операций у школь ников. С 1930 г. преподавала в Уральском индустриально-педагогическом институ те (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). С 1932 г. в Москве в Институте психологии заведовала лабораторией психологии уче ния и умственного развития школьника (1937-1981). В 1952 защитила докт. дис. «Психология обучения арифметике». С 1955 по 1965 г. была ученым секретарем и зам. директора ин-та по научной рабо те.
Научный вклад
Занимаясь вопросами психологии обучения и дидактики, особое внимание уделяла исследованиям проблем неуспе ваемости учащихся, в ходе которых были вскрыты причины трудностей в обуче нии, обоснованы пути и способы повы шения усвоения знаний («Психологичес кие проблемы неуспеваемости школьни- ков»/подред. М., М., 1971). Центральной исследовательской задачей М. и возглав ляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усво ения знаний и приемов работы над учеб ным материалом («Развитие арифмети ческих операций у детей школьного воз- раста», 1934; «Психология обучения ариф метике», 1955; «Психология усвоения знаний в школе», в соавт., 1959). Науч ные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, боль шинство исследований выполнялось со вместно с дидактами и методистами, вне дрялось в программы, учебники и учеб ные пособия.
Библиография работ
В работах М. утверждался принцип единства обучения и воспита ния; процесс усвоения знаний рассмат ривался как важнейшее условие психи ческого развития учащихся; исследова лось становление личности в обучении, прослеживалось преобразование знаний в убеждения, являющиеся основой фор мирования активной жизненной пози ции учащихся («Психологические про блемы формирования научного мировоз зрения школьников»/под ред. М. 1968; «Психологические проблемы активности личности в обучении». М., 1971). В дру гой группе работ М. вскрывает законо мерности психического развития ребен ка («Развитие психики ребенка. Дневник матери», 1957; «Вопросы умственного развития ребенка», 1970).
Ссылки
И. Е. Сироткина , Менчинская Наталья Александровна // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 301-302