Лопатин Лев Михайлович
Персоналия
ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855- 1920) — российский философ, психолог. Окончил историко-философский фак-т Московского ун-та (1879), преподавал философию и русскую литературу в гим назиях и на Московских высших курсах Герье.
Биография
С 1881 г. работает на кафедре философии Московского ун-та, где вышел его первый печатный труд «Опытное знание и философия» (1881). В 1883 г. Л. сдал маги стерский экзамен, в 1885 г. он — приват- доцент, в 1886 защитил магистерскую дис. (на основе первого тома «Положительных задач философии»), а в 1891 г. — докт. (на основе второго тома), в 1892 г. — экстраор динарный профессор, в качестве которого читал курсы по истории новой филосо фии и основным проблемам познания. В 1897 г. — ординарный профессор.
Научный вклад
Обуча ясь в Московском ун-те у М.М. Троицко го, перенял от него глубокий интерес к психологии. Несмотря на всю свою кри тичность, заимствовал у Троицкого многие психологические постулаты: о «субъек тивности познания», о «пространственно- сти материальных объектов и темпораль ное™ духовных», о «логической природе мышления», о приоритете самонаблюде ния над другими методами психологии. Кроме этого, он заимствовал и общий взгляд на современную философию (и пси хологию), которая «не дала ничего нового, что не было бы известно еще в прошлом веке». Был с 1886 г. членом Московского психологического общества, возглавляемо го Н.Я. Гротом, а после трагического для российской философии первого пятилетия XX века, когда скончались М.М. Троиц кий, Н.Я. Грот, С.С. Корсаков, А.А. То- карский, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой В.П. Преображенский, стал его предсе дателем и ред. журнала «Вопросы фило софии и психологии», в котором с 1890 публиковал свои основные статьи по психологии, посвященные этическим за дачам в современной философии (1890); исследованию подвижных ассоциаций представлений (1893); понятиям о душе по данным внутреннего опыта (1896); спиритуализму как психологической ги потезе (1897); бессознательной душевной жизни (1900); методу самонаблюдения в психологии (1902) и др. Несмотря на не гативное отношение широких слоев рос сийской интеллигенции конца XIX в. к метафизике (стремительное развитие ес тественных наук заставляло признавать ценность только за конкретными эмпири ческими данными, наглядными и пре дельно простыми), Л. был убежден в необ ходимости метафизической философии, раскрывающей «необходимые истины ра зума» («Спиритуализм как монистическая система философии», «Вопр. филос. и психол.», 1912). Его позиция имела суще ственные основания: он очень рано по нял, что есть некоторые мировоззренчес кие вопросы, которые не могут быть ре шены в окончательном виде в рамках конкретных наук. И главным из них яв ляется вопрос о целеориентированности человеческой деятельности, о ее нрав ственных основаниях. Уже тогда Л. ясно почувствовал, что решение этого вопроса находится не в том измерении, где проис ходит развитие естественных наук и тех ники. Именно этим было обусловлено его обращение к проблеме «свободы воли», поскольку она ключевая в обосновании смысла человеческой деятельности, увя зывая «естественно-складывающиеся» тенденции и «сознательно-задаваемые» цели. Это проблема нравственного выбо ра, в силу чего она ориентирована на бу дущее и не предполагает опровержение принципа детерминизма. С самого нача ла Л. постулировал, что духовное облада ет одними качествами, а материальное — другими. Такое противопоставление ма териального и духовного, совершенно исключающее момент развития, имело для Л. определенное тактическое основа ние: в подобном ключе он строил крити ку теории психофизического параллелиз ма. После Октябрьской революции уклад жизни московской интеллигенции был почти полностью разрушен. Только Мос ковский ун-т за 1919— 1920 гг. похоронил 12 профессоров, не выдержавших голода и моральных страданий. Все друзья и знакомые Л., которые остались в России, жили чрезвычайно тяжело, но еще боль шую роль стали играть чисто человеческие отношения. Л. был совершенно убежден в том, что человек не может умереть до тех пор, пока его земная миссия не будет ис полнена, и в этом он старался убедить дру гих. Он публикует статью «Неотложные задачи современной жизни» («Вопр. фи лос. и психол.», 1917). За несколько ме сяцев до своей смерти он производил впечатление человека, еще полного ум ственных сил. Но его истощенный орга низм не хотел больше служить «прибежи щем» лопатинского духа. Всегда тяжело переносивший холода, Лопатин в марте 1920 г. простудился и получил воспале ние легких. Так, 21 марта 1920 г. умер один из последних идеалистов прошлого века, названный В.И. Лениным «фило софским черносотенцем». Философские идеи Л., безусловно, оказали существен ное влияние и на его университетских учеников (П. Флоренского, С. Франка), и на тех, с кем ему приходилось полеми зировать, например, Н. Бердяева и Л. Шестова, благодаря которым через изда ваемый ими в 20-х гг. в Париже журнал «Путь» познакомились с этими идеями французские персоналисты. В основном это касалось обоснования Л. роли инди видуального начала. Но его психологи ческие идеи, прежде всего о целостности психической жизни, вряд ли были тогда услышаны и их пришлось переоткрывать уже другим ученым.
Библиография работ
Л. автор трудов: «Психология», М., 1902; «Философские характеристики иречи», М., 1911; «Поло жительные задачи философии», М., 1911; «Курс психологии. (Лекции, читанные на историко-филологическом фак-те Имп. Московского университета и на Высших женских курсах в 1903-1904 г.), М., 1903.
Ссылки
Карпенко Л.А., КондаковИ.М. Выготский Лев Семенович // История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М: ПЕР СЭ, 2005. - С. 279-280